Социальный институт: понятие, виды. СМИ как социальный институт

Под социальным институтом в социологии понимаются относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Деятельность социальных институтов определяется как набором определенных социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения, так и его интеграцией в структуру общества, формально-правовой основой деятельности данного института, а также совокупностью материальных условий и средств, обеспечивающих эффективную реализацию указанных нормативных предписаний и осуществление социального контроля. Социальный институт также можно представить как совокупность норм формального и неформального характера, которые регулируют взаимодействия между членами общества в различных областях его жизнедеятельности. Выделение социальных институтов в социологической науке связано с характерным для ряда научных теорий рассмотрением общества как организма или особой системы с присущими ей специфическими характеристиками. Так, еще Г. Спенсер отмечал, что обществу необходимо осуществлять активную оборону, для чего необходима армия, производство материальных благ посредством промышленности и сельского хозяйства, обмен, реализующийся с помощью торговли, координацию указанных видов деятельности, выполняемую государством. Особенность социальных институтов заключается в том, что они действуют от имени общества в целом, а институциональные связи устанавливаются обществом для удовлетворения различных потребностей его членов.

Социальный институт функционирует как набор социальных норм и предписаний, определяющих требуемые обществом или желательные для него модели поведения, будучи при этом тесно связанным с идеологией общества и его ценностной системой. Рассматриваемые институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение его членов; обладание определенными необходимыми материальными средствами и ресурсами способствует реализации тех норм и правил, которые лежат в основе данного института. Каждый конкретный социальный институт функционирует на основе определенных целей своей деятельности, набора предписываемых индивидам социальных ролей и статусов, системы санкций, посредством которых осуществляется контроль за поведением индивидов. Значение социальных институтов состоит в реализации ими определенных общественных потребностей, выполнении тех или иных функций, что осуществляется с помощью определенных заданных ролей как совокупности обязанностей, закрепленных за индивидами, которые вовлечены в деятельность того или иного социального института. Как уже отмечалось выше, в каждом обществе есть своя система социальных потребностей; в социологической науке также принято выделять так называемые универсальные социальные потребности. Американским социологом Дж. Ленски, в частности, было выделено шесть основных общественных потребностей, к числу которых были отнесены потребность в коммуникации между членами общества посредством единого литературного языка, потребности в производстве и распределении товаров и услуг, защите членов общества от различных физических, биологических опасностей, возможного военного вторжения, поддержании на определенном уровне численности населения и воспроизводства новых членов данного общества, контроле за деятельностью индивидов и урегулировании социальных конфликтов.

Общественные потребности имеют в качестве своего источника человеческие нужды, включающие потребность в поддержании жизни, продолжении рода, безопасности, отдыхе и т. д. В то же время на уровне общества данные потребности человека приобретают дополнительное качество, становясь общим делом, связанным не только с нуждами отдельного индивида, обеспечением его существования, но и с поддержанием нормального функционирования общества в целом. К примеру, такой социальный институт, как армия, обеспечивает безопасность как отдельных индивидов, так и общества; институт семьи тоже выполняет функции, связанные с обеспечением потребностей отдельных ее членов, выполняя при этом общественно значимые функции, связанные с воспроизводством новых поколений, социализацией и воспитанием членов общества. Здесь возможна ситуация, когда общественные потребности отделяются от потребностей отдельного индивида, что может даже привести к конфликту потребностей общества с потребностями отдельных людей. Например, представители различных социальных групп и слоев заинтересованы в обеспечении безопасности, однако не все граждане, обязанные проходить военную службу, стремятся это делать. Такое же противоречие существует тогда, когда люди требуют от государства предоставления им различных услуг, но не хотят при этом платить законно установленные налоги и сборы, необходимые для реализации различных государственных функций.

Основным социальным потребностям соответствуют и базовые социальные институты, удовлетворяющие данные потребности. К числу важнейших институтов можно отнести институт экономики, необходимый для обеспечения производства и торговли товарами и услугами, институты, обеспечивающие безопасность (полиция, армия и т. д.), институт семьи, ответственный за воспроизводство общества и социализацию новых поколений, политические институты, институт религии и т. д. Особую значимость в условиях современного информационного общества приобретают институты средств массовой информации и массовой коммуникации. Рассматриваемые социальные институты, в частности, в настоящее время играют определяющую роль в процессе социализации молодежи, оттесняя на второй план традиционные институты социализации и воспитания, к числу которых относятся семья и образование. В науке существует большое количество концепций, в рамках которых представлены различные трактовки роли и значения средств массовой информации и коммуникации (СМИ и СМК) в современном обществе. Так, с точки зрения социодинамической теории коммуникации, нашедшей отражение, в частности, в трудах французского культуролога А. Моля, на масс-медиа приходится основная нагрузка по распространению сообщений культуры и формированию у индивидов знаний и представлений об окружающей действительности.

Широкое распространение в современной социологии получили критические теории СМИ, нашедшие отражение в трудах представителей франкфуртской школы Т. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе, которые внесли большой вклад в изучение процессов развития массовых коммуникаций. В центре внимания данных исследователей оказались проблемы функционирования массовой культуры, выступающей в качестве продукта информационного общества, в контексте ее влияния на массовое сознание. Так, Т. Хоркхаймер и Т. Адорно пришли к выводу о том, что современные технологии массовой коммуникации часто приводят к изоляции людей друг от друга, что имеет следствием ослабление межличностного общения, чувств моральной и социальной солидарности, приводящее в конечном итоге к атомизации общества. В работах ученых-постмодернистов также представлена критика средств массовой информации и коммуникации: Ж. Бодрийяр, к примеру, отмечает, что бурное развитие массовых коммуникаций и в первую очередь телевидения привело к формированию гиперреальности или, в трактовке Бодрийяра, пространства, наполненного «симулякрами» (копиями, не имеющими оригинала). Данные «симулякры» активно представлены в коммуникативном пространстве современного социума, в результате чего мир также превращается в исключительно знаковую, виртуальную реальность.

Необходимо отметить, что в науке существуют и противоположные точки зрения относительно современных масс-медиа: такой подход характерен, в частности, для канадского культуролога М. Маклюэна, исследовавшего характер воздействия СМИ и СМК на общество и человека. Возникновение электронных средств коммуникации, с точки зрения Маклюэна, способствовало появлению нового типа человека, для которого характерно так называемое «мозаичное» мышление, через интервалы, а мир в целом становится похожим на большую «глобальную деревню», отличающуюся мгновенностью распространения информации и связью различных событий друг с другом. Благодаря современным медиа возникает новая социальная среда, которая оказывает активное влияние на человека, меняя его чувства, заставляя людей взаимодействовать друг с другом. Происходит формирование многосторонне развитого человека, а человеческое сообщество в целом переживает «электронную революцию», сопровождающуюся появлением новых способов восприятия действительности, логическое же мышление исчезает вместе с исчезновением эпохи печатных книг. Иными словами, электронные средства коммуникации, по мысли Маклюэна, способны не только активно воздействовать на общества, но и переделать его. В основе здесь находятся физиологические процессы, поскольку средства массовой коммуникации выступают в качестве продолжения нервной системы человека, а содержащаяся в них информация проникает в его подсознание. В результате происходит формирование своего рода «коллективного бессознательного» или коллективного единого мира (данный процесс является необратимым, и остановить его невозможно). В целом М. Маклюэн рассматривает средства массовой коммуникации как самостоятельную силу, оказывающую сильное воздействие на жизнь современного человека, способную существенно изменить его миропонимание и мироощущение.

Несмотря на различные подходы к трактовке сущности средств массовой информации и коммуникации, все исследователи так или иначе сходятся в том, что они в настоящее время выступают в качестве важнейших институтов современного общества: посредством массовой коммуникации происходит формирование различных культурных ценностей, конструирование определенных стандартов и образцов поведения, появление новых смысловых ориентиров и принципов человеческой жизни. Современные СМИ и СМК выполняют ряд важнейших функций, связанных с отбором и переработкой информации, созданием новых правил и норм коммуникации, обеспечивая взаимодействие субъектов в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и культурной. Средства массовой информации объективно выступают в современном мире в качестве основного источника информации об окружающей действительности, являются важным источником формирования новой информационной среды. С помощью средств коммуникации и прежде всего Интернета представители различных групп и слоев приобретают доступ к глобальному информационному потоку, возможность самостоятельно участвовать в деятельности коммуникативного характера. Глобальные информационные сети, как отмечает М. Кастельс, связывают друг с другом отдельных индивидов, а также институты и государства1.

В XXI столетии роль СМИ и СМК как социальных институтов, оказывающих влияние на различные сферы общественной жизни, индивидуальное, групповое и общественное сознание, постоянно возрастает, что сопровождается некоторым ослаблением значимости традиционных институтов, к которым относятся образование и семья. Вследствие широкого распространения информационно-коммуникационных технологий и средств связи происходит формирование новой коммуникативной среды и диалога, где взаимодействие участников осуществляется в режиме реального времени. В пространстве современной сети Интернет осуществляются различного рода взаимодействия между людьми, совершаются сделки экономического характера, происходит создание передовых произведений науки и искусства, осуществляется обмен полученными знаниями и информацией. Благодаря данным технологиям облегчается доступ к значимым культурным и образовательным ресурсам, значительная часть которых была прежде недоступной для большинства людей (здесь активно используются виртуальные библиотеки, музеи, фильмотеки, виртуальные лектории и т. д.). Все большее число людей, живущих в различных странах мира, в настоящее время получают возможность приобщаться к тем культурным ценностям, которые прежде относились к элитарной культуре, являясь уделом избранного числа индивидов (с помощью Интернета можно, к примеру, участвовать в семинарах, прослушивать лекции и выступления ведущих представителей мировой науки, бизнеса и т. д.).

Сейчас активно развивается так называемое дистанционное образование, расширяются возможности получения высшего образования в ведущих университетах мира через дистанционный доступ. Средства массовой коммуникации оказывают воздействие и на характер и способы осуществления трудовой деятельности: с помощью специальных баз данных можно изучать вакансии в различных странах и регионах, связываться с потенциальными работодателями, предлагая им свои услуги. В разных странах, в том числе в России, распространился феномен фриланса, когда специалист из провинции (в таком качестве может выступать и журналист), получает возможность работать на крупную компанию, центральное СМИ, главный офис которого находится в столичных городах или в зарубежной стране, посредством удаленного доступа (здесь могут использоваться электронная почта, скайп и другие средства связи), либо сотрудничать с большим количеством работодателей, клиентов (редакций журналов, газет и т. д.), предлагая им свои услуги. Можно констатировать, что на современном этапе развития общества институты СМИ и СМК приобретают все большее значение, осуществляя переработку постоянно возрастающего массива информации, делая ее доступной для различных слоев населения, предоставляя индивидам, наряду с доступом к информационному потоку, возможность активного участия в коммуникационном процессе, что имеет следствием формирование непосредственного диалогового способа массовой коммуникации.

С точки зрения французских социологов А. Катля и А. Каде, средства массовой коммуникации в современном обществе выполняют четыре основных функции. К их числу относятся функция «антенны», функция «усилителя», функция «призмы» и функция «эха». Функция «антенны» предполагает предоставление средствами массовой коммуникации обществу различной информации и внедрение разного рода инноваций: СМК систематически предъявляют обществу «обвинения по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев». В этом заключается стимулирующая роль СМК, поскольку посредством их деятельности происходит ниспровержение существующих в обществе традиций и устоявшихся норм. Функция «усилителя» связана с тем, что деятельность СМК вызывает нарушения баланса различных сторон жизни общества, благодаря чему у людей возрастает ощущение «непригодности личных схем поведения». Данная функция обостряет и распространяет дисбаланс, пока это явление не охватит все общество; СМК могут драматизировать ситуацию, преувеличивая значение тех или иных фактов и событий. Функция «призмы» означает, что каждое средство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую доступную форму, предлагая новые модели поведения и установки. Эта функция связана с ролью распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов, которая выполняется в первую очередь специализированной прессой (журналы для домохозяек, мужчин, молодежи, специализированные технические издания и т. д.). Функция «эха» связана с защитой и сохранением определенного социального порядка и противостояния изменениям; в случае же, если они происходят, реализуясь в новых ценностях, установках поведения или товарах, СМИ делают заключение о становлении новых тенденций (данная функция реализуется местными изданиями и изданиями для детей и семейного чтения, мужскими, женскими журналами и т. д.). В целом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что к основным функциям СМК необходимо относить регулятивную, инструментальную, информационную, прогностическую и развлекательную функции.

Источник: 
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Социальная ситуация развития младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Семья как институт социализации
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Развитие и социализация личности в семье
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Социализация личности: понятие и основные факторы
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Оставить комментарий