Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием

Неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены [3].

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Главной социально-педагогической характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие проявлений любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, соблюдения его прав и защиты интересов, вследствие чего ребенок не развивается как личность, значит, он не социализируется.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [1]. Это непрерывный и многогранный процесс. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная - усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации-учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека [2]. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека [4]. Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников. Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации.

Как было сказано ранее, первичный институт социализации - это семья, а первичные агенты - это родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Из выше сказанного можно говорить о семейной социализации, которая представляет собой процесс усвоения ребенком социальных норм и ценностей под влиянием взрослых членов семьи, а также образцов поведения необходимых для успешной адаптации в обществе. В ходе этого процесса индивид становится личностью.

В неблагополучной же семье происходит десоциализация ребенка (от франц. des...- приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности [1].

В.М. Целуйко разделяет неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) [1]. Главной отличительной чертой первой группы семей является то, что формы семейного неблагополучия ярко выражены, они проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. Обычно ребенок из семьи с ярко выраженной формой неблагополучия испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний), в результате чего ребенок испытывает чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Непосредственно алкоголизм одного или обоих родителей пагубно влияет на личностное становление ребенка, у него проявляются такие черты характера как:

  1. размытость, нечеткость границ своего «Я»;
  2. отрицание;
  3. непостоянство;
  4. низкая самооценка. 

Эти дети растут с недостатком информации о том, как функционируют здоровые семьи и поэтому уверены в том, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя.

Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими.

Главной отличительной чертой второй группы семей является то, что формы семейного неблагополучия скрыты от посторонних глаз, в то время, когда внутри семьи царит эмоциональное отчуждение как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений.

В.В. Юстицкис в своей классификации семейных союзов выделяет «недоверчивую семью», «легкомысленную семью» и «хитрую семью». Именно этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

Недоверчивая семья - характерной ее чертой является повышенная настороженность по отношению к окружающим, считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения - враждебными. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчивое отношение к людям, развивается подозрение, агрессивность.

Легкомысленная семья - отличается беззаботным отношением к будущему, живут сегодняшним днем. Дети из таких семей вырастают слабовольными, неорганизованными. У них отсутствуют принципы, волевые качества, часто совершают проступки по причине бездумного отношения к жизни.

Хитрая семья - прежде всего, ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Стремятся использовать окружающих в своих целях, умеют произвести впечатление на нужного им человека, пренебрежительно относятся к таким качества человека как трудолюбие, терпение, настойчивость. Дети в такой семье вырастают авантюристами, нравственные оценки поступков сдвинуты [4]. Приведенная выше типология не означает, что существуют лишь две группы неблагополучных семей, это только основные. Однако можно добавить еще одну разновидность, которая условно называется семья «пограничного характера», так как переход ее из благополучных семей в список неблагополучных происходит незаметно. В эту категорию семей можно отнести:

  • семьи с недееспособными членами;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • семьи с нарушением структуры семейных ролей.

Таким образом, выделяют различные категории неблагополучных семей, каждая из которых пагубно влияет на социализацию ребенка, что в дальнейшем отрицательно сказывается на его физическом, интеллектуальном, социальном, психическом развитии [3].

Ключевые слова: Ребенок, Социализация, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Роль отцовской ласки в воспитании ребенка
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Семья как институт социализации
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Развитие и социализация личности в семье
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Как помочь ребенку пережить развод родителей
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Личность ребенка в семье разведенных родителей
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Ребенок в осиротевшей семье
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Роль семьи в развитии ребенка
Раттер М., Помощь трудным детям
Оставить комментарий