СМИ в контексте их влияния на социализацию личности

Средства массовой информации играют большую роль в функционировании современного общества: как уже указывалось выше, для обозначения современной цивилизации в ряде научных работ даже используется специальный термин «информационное общество». Функции СМИ являются очень разнообразными. Средства массовой информации традиционно выступают в качестве важного источника сведений, призванных ориентировать человека в различных сферах его жизнедеятельности. С помощью масс-медиа в настоящее время оказывается возможным осуществлять захват и удержание власти, направлять финансовые потоки, выстраивать экономику и политику в обществе, осуществлять информирование населения, реализовывать просветительскую и рекреационную функции. Жизнь современного человека фактически немыслима без различных источников информации, к важнейшим из которых относятся телевидение, Интернет, пресса и т. д. Мировое сообщество в лице наиболее развитых государств вступает в так называемую информационную эпоху, в то время как менее развитые страны находятся на пороге к ней.

В настоящее время средства массовой информации выступают в качестве основного транслятора социального опыта, что обуславливает их центральную роль в процессе социализации современного человека. Как утверждает А. Р. Тузиков, СМИ

«в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий».

Выше уже отмечалось, что социализация выступает в качестве процесса, который протекает в течение всей жизни человека, однако особую значимость приобретают ее начальные этапы, характеризующиеся формированием основных свойств личности социализирующегося субъекта. Именно на стадиях детства, юности и молодости происходит складывание основного нравственного и интеллектуального потенциала человека, влияющего на его последующую жизнедеятельность. Здесь наряду с другими социальными факторами, определяющими процесс социализации и включающими семью, образование, среду сверстников, особое значение приобретает деятельность средств массовой информации.

Необходимо отметить, что именно молодежь в силу присущих представителям данной социально-демографической группы возрастным особенностям отличается наибольшей восприимчивостью к получаемой информации; молодежь лучше, чем старшее поколение, усваивает новые информационно-коммуникационные технологии, выступая в качестве их основного пользователя, что также имеет следствием мощное воздействие данных СМИ на сознание молодых людей. В ряде исследований отмечается, что воздействие средств массовой информации на социализацию молодежи имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Информацию, распространяемую СМИ, также, с точки зрения многих ученых, целесообразно разделять на информацию позитивного и информацию негативного характера. К негативной информации целесообразно относить информацию, способную причинить вред психическому здоровью молодежи, ее социальному развитию. Речь идет, в частности, об информации, направленной на формирование в сознании индивида ценностей и установок противоправного или насильственного поведения (пропаганда насилия и жестокости). В СМИ нередко присутствует определенная романтизация или героизация насилия или жестокости в различных ее формах и проявлениях (в настоящее время чрезвычайную популярность приобрели, к примеру, различные единоборства, бои без правил, сопровождающиеся публичной демонстрацией насилия), оправдание агрессивных действий как наиболее приемлемой формы поведения, оптимального способа решения тех или иных проблем или урегулирования конфликтов.

Социальный вред объективно несет в себе информация, которая способна побудить молодых людей к совершению противозаконных действий, информация, которая содержит различные элементы преступной субкультуры, включающие криминальный сленг, жаргон и т. д. К сказанному следует добавить, что многие современные кинофильмы и телевизионные телесериалы как отечественного, так и зарубежного производства позитивно представляют совершения преступлений, личности самих преступников (созданные в кино положительные образы киллеров, грабителей банков и т. д.), криминальный образ жизни, популяризируют атрибутику или символику криминальных сообществ. Отечественными исследователями еще в советский период были сделаны определенные выводы относительно воздействия криминальной кинопродукции на сознание молодежи. Так, было установлено, что в некоторых кинофильмах очень подробно показываются конкретные приемы, методы совершения преступлений, что выступает как своего рода наглядное пособие для будущих преступников (подобная информация, включающая инструкции, описания способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений, содержится и в сети Интернет). Интересно, что еще дореволюционный российский юрист А. Ф. Кони критиковал современный ему кинематограф, подчеркивая, что в нем «большое место отводится изображению борьбы с ловкими преступниками, кончающейся торжеством порядка, но попутно наглядно преподающей методологию и систематику грабежей и убийств»1.

Результаты криминологических исследований показывают, что телевизионные передачи и фильмы на криминальную тематику нередко провоцируют подростков на совершение правонарушений. Данная продукция в силу ее некритической оценки молодыми людьми толкает их на совершение таких преступлений, как грабежи, убийства, сексуальные надругательства. Так, многолетнее наблюдение за детьми, осуществленное учеными, представляющими Государственный институт психиатрии в Нью-Йорке, показало, что многие подростки (преимущественно мужского пола), смотревшие телевизор более часа в день, впоследствии принимали участие в различных агрессивных действиях, нападениях, драках и т. д. Данная зависимость оказалась актуальной и для старших групп молодежи: те ее представители, которые смотрели телевизор не менее двух часов в день, также проявляли склонность к насильственным действиям, участвовали в грабежах, угрожали расправой и т. д.2 С точки зрения американского психолога Альберта Бандуры, телевидение для эмоционально возбудимых подростков является школой подготовки преступности. Проанализировав воздействие телевизионной жестокости на поведение подростков, А. Бандура пришел к выводу о том, что демонстрация насильственных действий и жестокости способствует усилению агрессивных наклонностей в детях, указывает им на конкретные формы агрессивного поведения, что в совокупности способствует восприятию подростками преступности и жестокости как абсолютно нормальных и приемлемых для общества явлений (данные наблюдения актуальны и для России, где средства массовой информации также активно используют криминальную тематику, что имеет следствием формирование представлений о преступности как об обыденном атрибуте современной жизни).

В настоящее время наблюдается тенденция, связанная с усилением воздействия электронных СМИ и в первую очередь сети Интернет на процесс социализации личности. Современная интернет-среда, как отмечает Т. В. Ефимова, проникнув в повседневную жизнь общества, «вовлекла в свой контекст огромное количество людей самого разного возраста, в особенности подростков и молодежь». Эмпирические данные показывают, что из числа суточной аудитории Рунета, включающей подростков 10—16 лет, 38 % проводят в сети более четырех часов в день, 28 % тратят на это от двух до четырех часов, а 24 % — один-два часа в течение дня (больше половины подростков на отдыхе также проводят время в Интернете)1. Достоинства интернет-коммуникаций в настоящее время очевидны: благодаря им человек имеет возможность многократно расширить свои социальные связи, найти новых партнеров по общению, реализовать ряд социальных ролей, недоступных для него в реальной, а не виртуальной действительности. Безграничность интернет-среды, предоставляемые ей широкие возможности в плане общения и получения самой разнообразной информации могут способствовать формированию в сознании личности представлений о неполноте собственного социального опыта, нереализованности своего потенциала, что, в свою очередь, может иметь следствием формирование стремления к расширению сети контактов, овладению новыми информационными ресурсами. Все это позволяет рассматривать Интернет как значимый источник и среду социализации личности, осуществляющейся в течение всего периода жизни человека.

Социализация личности в среде Интернет имеет свою специфику, связанную в первую очередь с тем, что сеть Интернет привнесла в социализацию принципиально новый момент — опосредованную социальность. Соответственно агенты социализации присутствуют здесь в виде виртуальной реальности, вступая в определенную конкуренцию, зачастую являющуюся успешной, с реальными агентами социализации. Социализация личности в интернет-пространстве имеет в основном стихийный характер (этим социализация в сети Интернет отличается от традиционного процесса социализации, которому присущи регулируемый и целенаправленный характер, воспитательное воздействие на личность с целью привития ей определенных качеств). В сети Интернет человек, как правило, сам выбирает варианты своего существования в виртуальном пространстве, осуществляет поиск партнеров по общению, что может привести к формированию определенных дефектов в социализации, если этими партнерами окажутся асоциальные личности, а усваиваемая информация будет иметь деструктивный характер.

Распространение интернет-коммуникаций, как отмечает Т. В. Ефимова, не только способствует ограничению традиционных форм социализации личности, но и имеет следствием уменьшение объема подобной деятельности в реальной жизни: современный человек нередко предпочитает общаться не непосредственно, а с помощью социальных сетей и электронной почты, играть в виртуальные игры, удовлетворять потребности в социальных отношениях, любви, дружбе, признании также посредством информационно-коммуникационной сети. Все это приводит к разрыву с культурной традицией общества, формированию личности нового типа. Важное значение имеет и то обстоятельство, что сетевые нормы и ценности, усваиваемые индивидом в интернет-пространстве, могут вступать в определенное противоречие с нормами и ценностями того общества, членом которого является данный индивид (возможен даже конфликт между личностью, являющейся носителем «сетевой культуры», и обществом). В современных исследованиях широко используется такой новый термин, как «киберсоциализация», рассматриваемая как «процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей интернет-среды, т. е. в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, online-играх и т. д.)».

Традиционные социальные институты, ответственные за процесс социализации личности, характеризуются сравнительно небольшим количеством агентов социализации, которая осуществляется здесь главным образом посредством взаимодействия человека с его ближайшим окружением (родители, учителя, коллеги). В данном случае человек, в силу даже физических ограничений (время, место и т. д.), может одновременно контактировать с относительно небольшим количеством людей. Интернет-коммуникации предоставляют человеку возможность в режиме реального времени вступать в неограниченное количество коммуникаций посредством использования специальных сетевых технологий, виртуального общения в чатах, блогах и т. д. В подобной ситуации отсутствует необходимость в перемещениях в пространстве для общения с различными партнерами: Интернет позволяет взаимодействовать с людьми, находящимися в различных странах и регионах. Человек также имеет возможность «менять» в виртуальном пространстве пол, возраст, социальный статус, экспериментировать с различными социальными ролями.

Несмотря на интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, традиционные печатные средства массовой информации, в том числе газеты и журналы, продолжают играть существенную роль в процессе социализации личности в современном обществе. По мнению Е. Красовской, наибольшее воздействие на социализацию человека, по сравнению с другими печатными СМИ, оказывают современные «глянцевые» журналы и та информация, которая в них содержится. Значение «глянцевых» журналов обусловлено тем обстоятельством, что содержащаяся в них информация выступает в качестве своеобразного указателя в жизнедеятельности современного человека («какие модные вещи стоит носить, какие книги читать, какую музыку слушать, какие мероприятия посещать» и т. п.). Данная разновидность печатной продукции демонстрирует своим читателям наиболее предпочтительные модели образа жизни и личностного успеха. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что значительную часть содержания «глянцевых журналов» занимают рекламные сообщения, существующие здесь в различных формах, в том числе и в форме скрытой рекламы, которая определенным образом «имитирует газетные или журнальные публикации и оформляется в стилистике издания»1.

Реклама в «глянцевых» журналах, равно как и в других периодических изданиях и печатной продукции, выступает в качестве средства социализации в том случае, если читатель приобретает рекламируемый продукт или определенным образом отождествляет себя с героями рекламы. Социализирующее воздействие рекламы может проявляться во влиянии на потребителей рекламной продукции, побуждающем их к подражанию в поведении и поступках соответствующим действиям героев рекламы (человек выстраивает свою жизнедеятельность на основе содержания сюжетов рекламных сообщений). Ценностные ориентации читателей «глянцевых» журналов, их представления о наиболее актуальных общественных проблемах могут отличаться от аналогичных воззрений тех людей, которые эти журналы не читают (у аудитории «глянцевых» журналов в результате их прочтения может сложиться ощущение, что главными социально-экономическими проблемами являются проблемы успешной карьеры, личной жизни, моды и т. д.).

Ключевые слова: СМИ, Социализация
Источник: Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Карьера журналиста и психология журналистской работы
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Социальная ситуация развития младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Семья как институт социализации
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Развитие и социализация личности в семье
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Теория социализации в обществе позднего капитализма (Ю. Хабермас)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Работа редактора отдела
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий