Психологический подход. Базируется на изучении мотиваций работников исходя из их психики и на этой основе — принятии управленческих решений.
Социологический подход. Основывается на изучении внутрикол-лективных связей, взаимоотношений работников (human relations) и внешних связей коллектива с обществом (public relations').
Классическая или административная модель организации. Американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915) на практике внедрял систему стандартизации приемов труда, которая привела его к идее поточных линий и конвейеров. Главная роль в такой организации принадлежала администрации и управленческому персоналу, который осуществлял контроль процесса производства. Для стимулирования рядовых работников он предложил материальные поощрения за инициативу и трудолюбие.
Модель «организация — машина». Ее автор — французский инженер А. Файоль. Он рассматривал организацию как безличный механизм, в котором преобладают формально-рациональные отношения и иерархическая система управления. Задача администрации — контроль, координация и планирование работы различных звеньев системы. Файоль считал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.
Интеракционистская модель организации. Американский социолог Ч. Барнард считал, что живые человеческие личности с индивидуальными характерами, интересами, мотивами не могут не влиять на выполняемые ими функции. Интеракционалистекая модель не только учитывает личностные качества (человеческий фактор), но и невозможность изоляции персонала от процессов, протекающих в обществе.
Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. «Бюрократия» — термин, введенный французским ученым де Турне (1745 г.), который означает власть чиновников. М. Вебер признавал как негативную, так и положительную роль бюрократии. Он описал характеристики бюрократической организации.
Характеристики бюрократической организации по М. Веберу:
- иерархия власти в виде пирамиды, в которой каждый более высокий слой контролирует более низкий слой и осуществляет цепь управления от вершины к основанию;
- деятельность должностных лиц подчинена строгим правилам; чем выше пост, тем большим числом правил связан управленец и тем большей гибкости требует его деятельность;
- место и оклад каждого в организации строго фиксированы и продвижение (карьера) должностного лица основывается на его способностях и выслуге лет в организации;
- частная жизнь должностных лиц и духовно и физически отделена от деятельности в бюрократической организации; последняя безлич-ностна;
- должностные лица, распоряжаясь материальными ресурсами, не владеют ими (даже офисами и столами, за которыми сидят); работники отделены от контроля над средствами производства.
М. Вебер считал, что организации образуются из первичных групп. Первичная группа держится на авторитете (харизме) лидера. Здесь нет определенных ролей и связей. Все зависит от отношения лидера к конкретному члену, а оно может быстро перемениться. Для закрепления своего положения лидер и его окружение утверждают нормы, правила, традиции группы, иерархию положений, статусов. Этот процесс М. Вебер назвал рутинизацией харизмы. Американский социолог Э. Росс (1980 г.) детализировал этот процесс.
Образование организаций по Э. Россу:
- «кристаллизация», которая заключается в осмыслении потребностей общества и принятии мер к их удовлетворению (например, создание предприятия, набор персонала);
- признание. На этой стадии лидеры вступают в контакты с другими организациями для обсуждения, сопоставления, сопряжения своих целей и совместных усилий; в результате получают общественное признание;
- иинституционализация, которая означает, что деятельность организации осуществляется легально, общепринятым способом. Организация регистрируется государственными органами и выполняет признанную всеми социальную функцию.
Черты современной организации по А. Пригожину:
- обладает целенаправленной природой, поскольку создается для определенных целей и оценивается через целедостижение;
- ради достижения цели с максимальной эффективностью люди в организации распределяются по статусам и ролям. Интересы и потребности каждого члена удовлетворяются в тех пределах, которые установлены статусно-ролевой структурой;
- организация строится на основе разделения труда и поэтому имеет горизонтальные структуры (равноуровневые подразделения). Но не менее важны для функционирования организации вертикальные структуры (иерархия), которые доминируют над горизонтальными;
- в любой организации четко выделяются управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие выполняют функции координации однородных (горизонтальных) структур. Иерархичность дает возможность достижения единой цели;
- управляющая подсистема создает свои специфические средства регулирования и контроля: институциональные (внутренние) нормы, т. е. нормы особых институтов с особыми полномочиями и санкции (наказания и поощрения).
В любой организации действует так называемый кооперативный, или организационный, эффект. Его составляют:
- одновременность усилий многих людей и средств;
- специализация каждого управления, отдела, работника;
- синхронизация, т. е. приведение разных действий и процессов к деятельности с неизменным интервалом времени, в одной фазе.
Таким образом, социальная организация — это целостная система, эффективность работы которой выше суммарной эффективности всех членов (подразделений).
- Промышленные организации — это те, которые производят продукцию. Это заводы, фабрики, фермерские хозяйства, кооперативы, АО, артели.
- Финансовые организации — обеспечивают отношения между промышленными и другими предприятиями с помощью финансовых средств. В их число входят банки, страховые компании, фонды.
- Административно-управленческие организации — органы государственной власти, местного самоуправления, налоговые, контрольные, надзорные и др.
- Научно-образовательные и научно-исследовательские организации — это вузы, НИИ, научные центры.
- Военные организации — это те, которые выполняют специфические функции защиты, обороны страны.
- Культурные организации — выполняют культурные и воспитательные задачи. В их число входят: театры, филармонии, музеи, кино, телевидение.
- Социальные организации — это учреждения здравоохранения, социального обеспечения.
Классификация и функционирование организаций
Все многообразие социальных организаций можно классифицировать по различным основаниям.
Формальная организация — объединение людей для выполнения определенной цели, имеющая определенную социальную структуру (иерархию позиций-должностей), нормативную регуляцию поведения, разделение функций (обязанностей), систему управления и координации, особые каналы коммуникации.
Неформальные организации — это спонтанно сложившиеся системы социальных связей на основе личностных качеств людей.
Основными чертами неформальных организаций являются:
- отсутствие четкой иерархии и структуры;
- неформализованные отношения (нет инструкции, функции гибкие);
- основа связей не жесткие стандарты, а общечеловеческие нормы.
Можно сформулировать общие правила сочетания формальной и неформальной организации в деятельности любого учреждения. Очевидно, небольшие организации легче поддаются централизации и строгой определенности функций каждого члена, но менее нуждаются в этом, чем большие, которые централизуются значительно сложнее.
Централизация и жесткость связей (формальная организация) необходимы и легче приживаются там, где труд имеет механический и неизменный характер (дифференцированы рабочие операции и строго определены показатели итогов труда), где компетенция и профессионализм невысокого уровня. Там, где объективные показатели (особенно итогов работы) ввести затруднительно, где характер труда изменчив и квалификация высока, лучше проявляет себя неформальная организация.