Социальные институты

Институциональный подход к рассмотрению социальной структуры восходит к раннему этапу развития социологии и может быть обнаружен еще в работах британского социолога Герберта Спенсера (1820-1903). Однако в современной форме данный подход опирается скорее на сформулированную в середине XX в. структурно-функциональную концепцию Талкотта Парсонса. Институциональный подход к изучению социальной структуры предполагает, что основными структурными элементами общественной жизни являются социальные институты (от лат. institutum — установленный).

Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей.

На существование социального института указывают три основных признака:

  •  функция (функции) данного вида социальных взаимодействий;
  •    набор социальных ролей участников взаимодействий;
  •    пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодействия.

Главная функция институтов — упорядочение, шаблонизация взаимодействий. Взаимодействие, происходящее в виде исполнения социальных ролей в определенное время и в определенном месте, упрощает организацию совместной жизни людей. Помимо этой функции, каждый институт выполняет специфические функции, определяющие его своеобразие и роль в общей социальной организации.

Основными социальными институтами современного общества являются:

  • экономические (рынок, фирма);
  •  политические (государство, выборы, партии);
  •  семейные (брак, родство);
  •  религиозные (церковь, культ);
  • образовательные (школа, вуз).

Функции социальных институтов по мере трансформации общества меняются, но остаются важными для поддержания социальной организации в целом.

Экономические институты

В процессе производства и обмена материальных и символических благ люди взаимодействуют, ориентируясь не только на собственные интересы, потребности и доступные ресурсы. Работая, они следуют многочисленным и разнообразным нормам, регулирующим взаимодействия в сфере экономической деятельности. Институционализация труда приводит к возникновению экономических институтов. Труд как целенаправленная деятельность по созданию материальных и символических благ осуществляется в соответствии с социальными нормами, которые ограничивают или даже запрещают одни виды деятельности и поощряют другие. Так, в современном обществе совершенно неприемлемым является производство пищи или одежды из представителей своего вида, ограничивается использование труда детей, регламентируется производство пищевых продуктов, медикаментов, лечение и профессиональное обучение и т. д., поощряется разного рода дополнительными вознаграждениями, премиями и другими знаками престижа исследовательская и изобретательская деятельность. Этот нормативный порядок радикально отличает экономику современного общества от экономики традиционного общества, в которой действовали совсем другие нормы.

Наличие нормативной регуляции превращает взаимодействие людей, ведущих хозяйственную деятельность, в систематическое исполнение социальных ролей. Взаимодействие в рамках такого института, как рынок, сводится к исполнению социальных ролей продавца и покупателя. Ориентируя свои усилия на создание благ, на которые существует спрос, и на приобретение других благ путем обмена, индивиды выступают в ролях продавца и покупателя, даже если они не заняты непосредственно в торговле. Рынок — это универсальная форма взаимодействия, которая обеспечивает координацию всех индивидуальных действий, направленных на производство, сбыт и потребление материальных и символических благ, рассматриваемых участниками экономической деятельности как товары. Участники рынка следуют нормам, с одной стороны, диктующим максимизацию собственной выгоды, а с другой — предписывающим добросовестность по отношению к партнерам по взаимодействию. Такие расхожие формулы, как «спрос рождает предложение» или «клиент всегда прав», отражают представления людей о том, каким нормам нужно следовать в экономической деятельности.

Альтернативным по отношению к рынку институциональным типом координации и интеграции экономической деятельности множества индивидов является фирма; ее ролевой комплекс образуют роли руководителя и исполнителя. Следовательно, рынок — это институт конкурентной координации деятельности экономических агентов, а фирма — институт иерархической, административно-командной координации. В зависимости от того, какой тип координации преобладает в конкретной экономике, она является рыночной или плановой.

В советский период в нашей стране доминирующим типом координации взаимодействий в экономической сфере было административное регулирование, основанное на государственном планировании. В результате реформ 1990-х годов в современной России сформировалась рыночная экономика. Переход к рыночному типу координации сопровождался спадом производства, ростом числа и масштабов преступлений в экономической сфере. Подобные негативные тенденции свидетельствуют о том, что экономические институты — не просто «правила игры», которые можно мгновенно заменить путем принятия политических решений и законодательных актов. Экономические институты — это социальные структуры, которые упорядочивают повседневную жизнь людей, и внедрение новых норм в их повседневную жизнь требует довольно большого времени. В течение переходного периода люди сначала пробуют следовать привычным поведенческим образцам или буквально исполнять требования новых законов, сталкиваясь с тем, что и та и другая стратегия приводит к неудачам, а затем вырабатывают новые поведенческие образцы, адаптированные к социальным нормам нового типа.

С начала XXI в. в российском обществе структура экономических институтов приобрела стабильность и включает ныне как рыночные, так и административно-регулятивные компоненты. Комплекс крупных компаний в топливно-энергетическом, промышленном, транспортном, инфраструктурном и финансовом сегментах находится полностью или частично (через долю в собственности) под контролем государства. Экономический успех в рамках этой институциональной структуры определяется в терминах своевременного исполнения поручений правительства и президента, выполнения нормативов производственной и финансовой эффективности, планомерного карьерного продвижения, получения зарплат и бонусов, соответствующих положению в организационной иерархии. Такой нормативный порядок определяет ролевые ожидания и поведенческие образцы — паттерны работников, которые воспринимаются сторонними наблюдателями и клиентами государственных компаний и компаний с государственным участием как стабильные и надежные, но в то же время как рутинизированные и бюрократизированные.

Частные компании, индивидуальные предприниматели, фрилансеры (работники, не связанные постоянным контрактом) в большей степени действуют в ситуации рыночной институциональной структуры. Экономический успех в рамках этой институциональной структуры определяется в терминах реализации проекта, заключения выгодной сделки, быстрого роста дохода и признания со стороны партнеров и клиентов, хорошей репутации среди участников рынка. Ориентируясь на такой нормативный порядок, предприниматели и работники поддерживают поведенческие паттерны, которые воспринимаются клиентами частного бизнеса и широкой публикой как проявления предприимчивости и целеустремленности, но одновременно как проявления корыстности и недостаточной социальной ответственности.

Экономические взаимодействия локализуются в пространстве и времени посредством концентрации этих взаимодействий в цехах, офисах и других специально оборудованных местах и путем осуществления взаимодействий в четко определенные промежутки времени — рабочие дни и рабочие часы. Благодаря этому индивиды могут легко ориентироваться в том, где и когда им следует руководствоваться нормами и ролевыми ожиданиями, характерными для экономических институтов.

Политические институты

Таким же образом, как экономические институты, политические институты являются не столько формально установленными юридическими правилами, сколько комплексами социальных норм, направляющих деятельность людей в их борьбе за власть и в осуществлении власти. Институционализация власти приводит к возникновению политических институтов. Власть — это способность проводить свою волю в отношениях с другими людьми даже вопреки их сопротивлению. Институционализированная власть базируется на авторитете, т. е. на легитимности, под которой понимается убежденность подчиняющихся в правомочности распоряжений властвующих. М. Вебер выделил три типа господства: рациональное (или легальное), основанное на вере в законность процедур осуществления власти; традиционное, базирующееся на вере в незыблемость привычных инстанций власти; харизматическое (от греч. Х&рш^а — божественный дар), в основе которого лежит вера в сверхъестественные качества — святость, гениальность и т. п. властителя.

Для современных политических систем характерно преобладание рационального типа господства. Соответственно, функционирование политических институтов строится на принципах рационального принятия решений. Взаимодействие в сфере политики сводится к исполнению социальных ролей властвующего и подчиняющегося, лидера и сторонников, если определены носители этих ролей. В рамках различных институтов, входящих в политическую систему общества, эти социальные роли исполняются по-разному.

Легитимация власти в современном обществе осуществляется посредством выборов, т. е. волей большинства. В этом заключается функция института выборов, в рамках которого люди взаимодействуют как избиратели, кандидаты и сторонники кандидатов. В современной России принципы представительной демократии закреплены законодательно, однако институт выборов функционирует с разной степенью эффективности, в зависимости от уровня полномочий тех должностей, которые замещаются в ходе выборов. Уровень участия избирателей в выборах президента страны и глав регионов может достигать в среднем 40-60 % от общего числа граждан, обладающих правом голоса. Для парламентских выборов на общероссийском и региональном уровнях показатель явки избирателей колеблется в диапазоне 35-55 %. Для выборов органов местного самоуправления характерен низкий уровень явки — 15-30 %. Степень вовлеченности граждан в избирательные компании указывает на степень легитимности органов власти различного уровня. Поэтому в ходе избирательной компании кандидаты и их избирательные штабы стремятся интенсифицировать политические взаимодействия, привлекая политтехнологов и средства массовой информации для повышения интереса к выборам и явки избирателей.

Сложившиеся в современной российской политике ролевые ожидания предполагают относительную незаинтересованность и пассивность избирателей, а также использование кандидатами манипулятивных приемов ведения агитации и мобилизации избирателей. В результате активные избиратели и действующие в соответствии с традиционными принципами демократии кандидаты оказываются в положении нарушителей ролевых ожиданий, что часто вызывает конфликты по поводу проведения и результатов выборов. Тенденция увеличения в последние годы числа и массовости протестов против итогов выборов — следствие этого противоречия между ожиданиями энтузиастов идеальной демократии, ориентированных на законодательно декларированные нормы ведения политической борьбы, и реальным функционированием института выборов, которое базируется на ролевых ожиданиях.

Осуществление легитимной власти — функция института государства. В рамках этого института индивиды взаимодействуют, исполняя роли государственных чиновников и граждан. В современном российском обществе сложился патерналистский (от лат. pater — отец) тип государственного управления, когда последнее воспринимается как забота и покровительство, когда ролевые ожидания участников взаимодействия в рамках института государства — это ожидания помощи и контроля со стороны власти. Согласно результатам опросов, проводимых в последние годы Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-центр»), до 53 % респондентов рассчитывают на помощь и заботу государства.

Патерналистские ролевые ожидания формируют в рамках политических институтов такие взаимодействия, в которых общественные интересы отходят на второй план по сравнению с личными интересами участников взаимодействия. Политические институты, изначально сформировавшиеся для выражения и осуществления общественных интересов, начинают функционировать в режиме неопределенности. Расхождение нормативных порядков политических и экономических институтов приводит в ситуации неопределенности (когда индивиды руководствуются нормами одного института во взаимодействии, регулируемом нормами другого института) к коррупции. Попытки «купить» нужное политическое решение и попытки в управленческих решениях реализовать личные, а не общественные интересы — это социальные следствия институциональной структуры современного общества.

Религиозные институты

Институционализация веры в «то, что выходит за пределы знания» (Э. Дюрк-гейм), приводит к возникновению религиозных институтов. Религия как институциональная форма веры основывается на различении людьми в своей жизни сфер сакрального (священного) и профанного (обыденного, мирского). Сакральное воплощается в особом, благоговейном и ритуальном отношении к идеям и вещам, которые в представлении людей связаны со сверхъестественными силами, управляющими их жизнью и миром в целом. Разделение на сакральное и профанное закрепляется в виде системы социальных ролей, включающей роли священников и мирян, а также в виде обособления в пространстве и во времени религиозных действ, которые происходят в храмах, монастырях и других священных местах. Организация религиозной жизни множества людей может принимать форму церкви, секты или культа. Функции религиозных институтов в основном заключаются в поддержании определенной картины мира и придания с ее помощью смысла жизни людей, в обеспечении социального контроля посредством освященных религией моральных норм, а также в поддержании солидарности — чувства общности у людей, принадлежащих к разным социальным группам и статусным категориям, но единых и равных перед сакральным.

В современном российском обществе институционализированы традиционные религии, о принадлежности к которым заявляет подавляющее большинство граждан. В опросах ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центра», регулярно проводимых в последние 20 лет, на вопрос о религиозности положительно отвечали от 50 % респондентов (в середине 1990-х годов) до 75-85 % (в начале 2010-х). В настоящее время примерно 65 % жителей России относят себя к православным и 6-7 % — к мусульманам. О принадлежности к другим традиционным религиям — католицизму, протестантизму, буддизму — заявляют примерно по 1 %. В современном обществе при довольно большой роли, которую играют в самоидентификации индивидов религиозные институты, они оказывают меньшее влияние на повседневные практики. Социологические исследования показывают, что совершение религиозных обрядов и посещение храмов являются регулярными для меньшинства (в среднем не более 15-20 %) тех, кто определяет себя как верующих. Соответственно, во взаимодействия, организованные как исполнение социальных ролей священника, прихожанина, члена религиозной общины, вовлечено гораздо меньше людей, чем предполагается представителями традиционных религиозных организаций в России. Влияние этих организаций в современном обществе в большей степени культурное, чем собственно религиозное, основанное на вере в причастность к сакральному.

Семейные институты

Современная семья, в отличие от семьи в традиционном обществе, основывается не на кровном родстве, а на родстве институциональном. В традиционном клане, объединявшем в одну группу несколько представителей нескольких поколений и нескольких ветвей родственников, отношения строились на основе счета родства, т. е. определения кровной близости к главе семьи. Кровное родство в современной семье играет меньшую роль, чем партнерские отношения и эмоциональные привязанности. Поэтому современная семейная группа — это так называемая нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) семья. Ядро семейной группы образует пара супругов/партнеров. Семейная группа может включать детей и некоторых из старших родственников, но в любом случае статусы и социальные роли «член семьи» и «родственник» не совпадают. Семью образуют отношения партнерства, признаваемые — иначе говоря, легитимируемые — посредством заключения брака, совместного ведения хозяйства, заботы о детях. В представлении современных людей критерием существования семьи служит не кровное родство, а соответствующее принятым нормам исполнение социальных ролей супруга, родителя, ребенка, заданных социальными нормами.

В современной России взаимодействия в рамках семейных институтов занимают меньшую долю в общем объеме социальной жизни, чем несколько десятилетий назад. По данным государственной статистики, в год на 1000 человек сейчас заключается 8-9 браков (в 1960 г. — 12-13 браков), при этом на 1000 человек в год приходится 4-5 разводов (в 1960 г. — 1-2 развода). Среди общего числа семей около 70 % составляют семьи, состоящие из двух человек, т. е. либо из пары супругов без детей, либо из одного родителя и одного ребенка. Семьи, включающие 5 и более человек, составляют около 11 %, что в два раза меньше, чем полвека назад. Эти статистические данные можно социологически интерпретировать как уменьшение роли институционализированных взаимодействий в сфере семейной жизни. Отношения с близкими людьми, любовь и забота, воспитание детей не сводятся только к традиционным формам и к функционированию семьи нуклеарного типа.

Образовательные институты

Институционализация знания находит выражение в том, что квалификация или профессиональное умение могут быть признаны, только если человек получил образование, т. е. успешно участвовал во взаимодействии, организованном как выполнение социальных ролей учащегося и преподавателя. Знания индивид может приобрести совершенно самостоятельно — например, читая специальную литературу, неформально общаясь с профессионалами и т. д. Однако соответствующий профессиональный статус приобрести можно, только пройдя курс обучения в специализированном учебном заведении. Образование — это не просто процесс приобретения знания, это социальная структура, которая упорядочивает приобретение статуса и обеспечивает социализацию в том или ином профессиональном сообществе. Поэтому в современном обществе важно получать знания именно в рамках институционализированного взаимодействия.

В современном российском обществе высока доля людей, получивших высшее профессиональное образование. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в 2015 г. среди занятого в экономике страны населения 33 % имели высшее образование. Тех, кто не окончил среднюю школу, среди занятого населения меньше 0,3 %. Это показывает, что во взаимодействия в рамках образовательных институтов, где индивиды исполняют социальные роли преподавателя и ученика, в определенный период своей жизни вовлечены практически все. Современная институциональная структура образования включает несколько уровней и имеет тенденцию к превращению процесса получения знаний в максимально продолжительный. Число лет, затрачиваемых на получение образования, а также число разнообразных аттестатов, дипломов, сертификатов постоянно возрастает.

В учебных коллективах, в стенах учебных заведений происходит огромное число социальных взаимодействий, которые не ограничиваются собственно передачей информации по изучаемым предметам. В социологии усвоение ценностных установок и поведенческих паттернов в процессе получения образования называется неявным, или скрытым, учебным планом. Образовательные институты в современном обществе играют главную роль в выполнении функций социализации, формирования профессиональной и гражданской идентичности.

Ключевые слова: Институт, Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Как формируется социальный институт?
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие и функции семьи, как социального института
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальная дискриминация
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Структура социальной психологии
Деркача А.А., Социальная психология
Социальные действия и взаимодействия
Фролов С.С., Основы социологии
Социальные общности
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Понятие и назначение социального контроля
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Место социальной психологии в системе научного знания
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий