Система социальной психологии

Основание моделирования системы. Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, куда входят: накопленный в процессе исследований фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методика, процедура и техника исследования.

В более обобщенном виде можно говорить о такой органической связи всех элементов структуры социальной психологии, как науки, которая позволяет рассматривать эту связь как определенную систему. Последняя, на наш взгляд, может быть представлена в двух планах: по горизонтали — различием функций, а по вертикали — различием теоретических и практических аспектов данной системы.

В свою очередь, горизонтальный срез может быть рассмотрен с трех основных сторон:

  1. методологической;
  2. феноменологической;
  3. праксиологической.

Методология социальной психологии

Методологию принято определять как совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

В понятие методологии, следовательно, входит вся совокупность средств, необходимых для организации и проведения исследования. Эти средства, в свою очередь, оказываются представленными, с одной стороны, концептуальным, а с другой — инструментальным аппаратом науки.

Под концептуальным аппаратом понимается вся совокупность принципов, законов, категорий и рабочих понятий социально-психологической науки. Под инструментальным аппаратом подразумевается вся совокупность методов, методик, а также процедура и техника, применяемые в исследовании.

Различия между концептуальным и инструментальным аппаратом науки условны, поскольку элементы концептуального аппарата одновременно выполняют и функцию общих методов познания социально-психологических явлений, а тем самым играют и роль важнейшего инструмента исследования. Между тем как методика, техника и результаты исследования оказываются средством проверки и совершенствования концептуального аппарата науки.

Социально-психологическая теория и ее функции

Теория пронизывает всю систему социально-психологической науки, в том числе и методологию, в качестве концептуального аппарата и наиболее общих философских положений, касающихся определения места и роли психического фактора в социальной жизни. Теория выполняет методологические функции средства научного познания.

Теория входит в праксиологию науки, т. е. в тот ее раздел, который реализует социально-психологическую теорию в практической деятельности людей. Прикладные функции социально-психологической теории находят отражение в опыте и практике применения теории в различных сферах социальных отношений.

Вместе с тем социально-психологическая теория обладает и относительной самостоятельностью, поскольку ее роль не исчерпывается методологическими и праксиологическими функциями, но предполагает также разработку, построение и проверку моделей самих социально-психологических явлений, связанных с поведением и психическим состоянием индивида в группе и спецификой совокупной групповой, коллективной и массовой психической деятельности людей.

Теория непосредственно связана с инструментальным аппаратом науки и фактическим материалом, который накоплен в ходе исследования. Она, безусловно, зависит от уровня отточенности методики и техники исследования и от степени добротности, достоверности и репрезентативности эмпирического материала.

Эмпирический аспект системы социальной психологии. С эмпирической стороны система социальной психологии может рассматриваться как образование, состоящее из трех основных компонентов:

  • инструментального аппарата науки (методы, методика, процедуры и техника эмпирического исследования);
  • фактического или эмпирического материала;
  • опыта практического применения социально-психологических данных в конкретных сферах социальных отношений.

Уровень инструментального аппарата науки и объем накопленных эмпирических данных имеют фундаментальное значение для успешного развития социально-психологической теории и во многом определяют степень практической эффективности применения последней.

Не случайно поэтому, что и успехи в развитии теории находятся в основном в прямой пропорциональной зависимости от объема накопленного в данной области фактического материала. Из этого же вытекают и некоторые дополнительные функции теории в социальной психологии.

Одной из существенных функций теории является функция описания полученных эмпирических данных, приведения их в систему в ряду других, уже имевшихся ранее фактов.

Однако к последней не сводятся функции социально-психологической теории. Более того, главной задачей теории является не описание, а объяснение полученных эмпирических данных на основе проникновения в сущность исследуемых явлений.

Источник: 
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Материалы по теме
Семья в социальном пространстве
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Методы социальной психологии
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Социально психологический подход
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Социальное управление: уровни, принципы, процесс и стили
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Организация социальной жизни
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Шкала социальной желательности (Д.Кроун, Д. Марлоу)
...
Социальные функции культуры и социокультурный процесс
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Cоциальное отчуждение
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и...
Оставить комментарий