Социальная философия

Социальную философию принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой раздел философии, в котором изучаются качественное своеобразие общества (отличие от природы; отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его цели (общественные идеалы), генезис и развитие (социальная история), судьбы и перспективы. В узком смысле — это раздел общей социологии, исследующий названные проблемы с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и др.

Социальная философия возникла и развивалась одновременно с философией. Как одно из направлений общей социологии социальная философия формировалась по мере становления пограничных с нею научных дисциплин. Основоположниками этого направления социальной философии можно считать, с одной стороны, А. Сен-Симона и О. Конта, а с другой — К. Маркса и Ф. Энгельса. Наибольшее развитие в западной философии и социологии это направление получило в XX в. в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий общественной науки с психологическим и философско-антропологическим подходами.

Исторический материализм. Исторический материализм, или материалистическое понимание истории, представляет собой марксистскую теорию развития общества и методологию его познания, изучающую общество как целостную и развивающуюся социальную систему, общие законы и движущие силы исторического процесса.

Важнейшими принципами исторического материализма являются признание первичности материальной жизни общества — общественного бытия по отношению к общественному сознанию; выделение из совокупности общественных отношений производственных отношений как экономической структуры, определяющей другие отношения между людьми; идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории, понимание его как закономерного естественно-исторического процесса движения и смены общественно-исторических формаций; первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации образуют прогрессивные ступени развития общества; движущей силой развития общества является классовая борьба, которая приводит к социальной революции, являющейся выражением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, закономерной формой перехода от одной формации к другой.

Источник: 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Типы и формы социального взаимодействия
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Теория символического интеракционизма
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Классификация социально-экономических и политических процессов
Рой О. М., Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов...
Определение социальной категоризации и самокатегоризации
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Социальные изменения: сущность и основные подходы к изучению
Хмелевская С.А., Социальная философия и социология
Социально психологические теории личности
Деркача А.А., Социальная психология
Социальные и культурные изменения
Фролов С.С., Основы социологии
Причины социальных конфликтов
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Оставить комментарий