Теория формирования идентичности (Дж. Г. Мид)

Американский социолог Дж. Г. Мид (1863-1931) — один из первых классиков теории социализации, создатель концепции социализации как освоения социальной роли через игру. Мид исходил из того, что формы коммуникации и деятельности складываются в процессе социальной эволюции общества и что этот тезис верен и в отношении развития человека в ходе социализации. Социализация проходит в коммуникативных структурах социального окружения и обеспечивает формирование идентичности («Я»), усвоение социальных ролей. Прежде всего — это детские игры. Мид различает индивидуальную (спонтанную) игру (play) и организованную игру (game). Индивидуальная игра состоит в принятии роли значимых других: отца и матери, продавца, врача, учителя, полицейского и т. д. Играя, индивид примеряет на себя то одну, то другую роль, тем самым усваивая их под влиянием реакции окружающих на его ролевые перевоплощения. У него складывается понимание ролевых отношений обладателей разных идентичностей, в том числе собственной. Идентичность возникает в игровых ситуациях.

Организованная игра выполняет более сложную социализационную функцию. Здесь ребенок усваивает развитые ролевые структуры, приобретает понимание «ролевой организации» в целом, в том числе норм, выраженных в правилах игры. В игровой команде ребенок учится учитывать влияние установок и действий других на свои игровые действия, а своих — на действия других игроков. В результате организованное игровое сообщество с ролевой структурой, ценностями, нормами и ожиданиями влияет на формирование личности. В общей форме такое влияние Мид называет воздействием «обобщенного другого» в процессе социализации. Наивысшим проявлением «обобщенного другого» является общество. Именно с ним возникает идентификация. Процесс формирования «Я» в основном завершается в рамках первичной социализации.

В современном общество значение игровой социализации лишь растет. Благодаря выходу новых информационных технологий за рамки чисто профессионального применения, их использованию в повседневной жизни, возник новый тип игр — компьютерные игры. В информационно-коммуникационной среде интернета могут, невзирая на расстояния, одновременно играть в одну и ту же игру миллионы детей. Например, компания-разработчик Wargaming. net сообщает, что ежедневно в игру World of Tanks одновременно играют около 1 млн российских детей. Психологи отмечают вред такого времяпрепровождения, вызывающего компьютерную и игровую зависимость. С социологической точки зрения несомненно, что массовые компьютерные игры имеют социализационное значение, требующее изучения. Навыки игры позволяют современному человеку эффективнее осваивать постоянно меняющиеся социальные роли и адаптироваться к общественным изменениям в целом.

На основе теории коммуникации Мид создал теорию идентичности, которая является двухкомпонентной. Она развивает тезис Мида о принятии роли другого — установлении связи «Я» с объектами природы, общества, ментальными продуктами. В итоге складывается общественный аспект идентичности, обозначенный Мидом английским термином Me. Другой аспект идентичности, представляющий собой индивидуальную активность личности, ее творческие импульсы в поведении, Мид называет термином I. В целостной личности эти аспекты образуют иерархию, в которой стандартизованный общественный аспект идентичности Me осуществляет контроль над творческими импульсами I, пропуская во внешнее поведение лишь такие, которые имеют общественную значимость.

Оценивая теорию социализации Мида, следует отметить ее сильную связь, с одной стороны, с бихевиористской психологией, с другой — с его собственной теорией коммуникации. Коммуникативная основа данной теории социализации обеспечивает ее актуальность и в начале XXI в., когда значение коммуникации в социальном взаимодействии лишь возрастает.

Ключевые слова: Идентичность, Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Теория социального сравнения
Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. —...
Принципы социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Динамика межличностной перцепции
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Концепция социальной стратификации
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Факторы социального прогресса
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальные изменения. Социальные революции и реформы
Ритерман Т.П., Социология
Социальная дифференциация и стратификация
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Социальные статусы и социальные роли личности
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий