Синдромы поражения префронтальных отделов лобной коры

В нейропсихологии выделяется три основных варианта синдромов, связанных с поражением префронтальной коры.

Префронтальный конвекситальный синдром. Клиническое названии синдрома - лобный.
1. Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов - в крайних вариантах выраженности больному практически недоступно произвольно выполнение даже простых заданий. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое».
2. Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия) — невозможность выполнения двигательной программы, замена ее сложившейся стериотипной последовательностью. Так, в ответ на инструкцию «Сожмите руку два раза» больной долго жмет ее или сжимает многократно.
3. Эхопраксия - прямая подчиненность двигательной программы проявляемым стимулам. Больной повторяет двигательную инструкцию, а если инструкция предъявляется вербально, то она вообще не выполняется.
4. Нарушение регулирующей функции речи — речевая инструкция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъединяются.
5. Инактивность — исчезновение инициативы, активности, может проявляться на различных этапах выполнения действия: на этапе формирования намерения, исполнения и сличения. Нарушение произвольной регуляции, нарушение регулирующей функции речи и инактивность - все эти признаки лобного синдрома могут проявляться в двигательной, интеллектуальной, мнестНической и речевой деятельности.

Наиболее наглядно нарушения целеполагания, программирования и контроля находят свое отражение в речевых расстройствах. Спонтанная речь вольных обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в речевой продукции много штампов, стереотипов, эхолалий (повторений за обследующими).

При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей функции речи, снижение речевой инициативы, обеднение речевой продукции.

В случае правополушарных поражений наблюдаются расторможенность речи; обилие речевой продукции с утратой содержания; дефекты наглядного, невербального мышления; нарушение целостной оценки ситуаций.

При правополушарной локализации поражения в базальных отделах лобных долей характерно знание больным проявлений своего заболевания в сочетании с отсутствием целостного представления о нем и его переживания (апозогнозия). Общий фон настроения характеризуется благодушием, эйфорией, иногда - расторможенностью эффективной сферы.

Поражение базальных отделов левой лобной доли головного мозга характеризуется общим депрессивным фоном настроения, который, однако, не вытекает из истинного переживания болезни.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностыо, монотонностью, неадекватностью.

Префронтальный медиальный синдром. Здесь на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов активации - дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов - нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, времени, своем заболевании и собственной личности. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой возраст, возраст своих детей и т.п. При нарушениях ориентировки имеются специфические латеральные черты: при иравополушарном поражении чаще встречается двойственная ориентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуляций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти распространяются на запоминание материала любой модальности независимо от уровня смысловой организации.

Латеральные различия в нарушениях памяти проявляются следующим образом. Правосторонние поражения характеризуются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, а также «амнезией на источник» - больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Мнестический дефект при левосторонних поражениях менее выражен в отношении контаминаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инактивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.