Самооценка творческих способностей (Е. Туник)

Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не знаю».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.

Данный этап тестирования рекомендуется проводить для детей начиная с 5 класса школы. К тому же возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ. Форма проведения тестирования - групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20-30 минут в зависимости от возраста детей.

Опросник

1.    Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.
2.    Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3.    Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4.    Мне не нравится планировать дела заранее.
5.    Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6.    Мне нравится представлять себе, что мне нужно будет узнать или сделать.
7.    Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаюэто.
8.    Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.
9.    Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10.    Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11.    Мне нравится заниматься чем-то новым.
12.    Я люблю заводить новых друзей.
13.    Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14.    Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15.    Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16.    Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17.    Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18.    Я люблю то, что необычно.
19.    Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20.    Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21.    Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22.    Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23.    Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24.    Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25.    Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26.    Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27.    Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28.    Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29.    Я не люблю выступать перед классом.
30.    Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31.    Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32.    Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33.    Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34.    Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно, и не менялись.
35.    Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
36.    Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37.    Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38.    Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39.    Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40.    Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41.    Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42.    Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43.    Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44.    Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45.    Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46.    Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47.    Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48.    Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49.    Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50.    У меня есть много интересных дел в школе и дома.

Ключ к опроснику


Обработка данных

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Получаются четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся в клетках и попадающие в отверстия, получают 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус 1 балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 - к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстиях шаблона, то его сырая оценка может составить 50 баллов, если ни один пункт не помечен «Не знаю», то чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Ключевые слова: Методики, Самооценка, Творчество
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Методы развития творческого потенциала
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Методика «Эскизы»
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Методика Вартега «Круги»
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Методы оценки одаренности творческой личности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Методика С. Бем
Реан А.А., Психология изучения личности
Определение творчества
Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н., Из небытия в бытие
Организационные методы в психологии
Киреева З.А., Методы психологического исследования
Творчество и внимание
Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности
Оставить комментарий