Ресурсы власти

Понятие «ресурсы власти». Власть как способность и возможность проводить свою волю, достигать поставленные ею цели вопреки сопротивлению других предполагает использование рааличных методов и средств (влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т.д.)- Совокупность всех этих средств и методов, использование которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять в своих интересах влияние на объект, и составляет ресурсы власти. Современный американский политолог Р. Даль к ресурсам власти отнес «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы как бы находятся между субъектом и объектом власти и материализуют, делают осязаемыми отношения зависимости между ними.

По мере развития человеческого общества ресурсы властвования также изменялись. В примитивных обществах власть осуществлялась, опираясь на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти: ими стали богатство и сила. Поведение подданных основывается на страхе перед властью, на вере в ее справедливость и божественный характер, наконец, на формировавшейся тысячелетиями привычке подчиняться (традиция). С установлением частнособственнических отношений власть стали отождествлять с господством. Однако заметим: господство является одной из сторон власти, поэтому по своему значению оно уже, чем власть, и связано с применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении организованного коллектива. В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения.

В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией. Это означает, что при сохранении роли других ресурсов информация становится важнейшим средством властвования, поскольку отсутствие информации создает у объекта ощущения страха, дискомфорта, желание подчиниться. Информация способна создавать желательные для власти настроения и убеждения у населения, беря на себя основную часть работы разветвленной системы манипулирования общественным сознанием.

Типология ресурсов власти

Ресурсы власти весьма разнообразны, и одно их перечисление заняло бы не одну страницу. Поэтому ученые составили их типологию, объединив по общим признакам в несколько типов. Сам процесс выработки типологии называют еще одним термином — «классификация». Классифицировать ресурсы властвования, т.е. распределять их по классам, типам, группам и т.д., можно по общим признакам (основаниям), которые иначе называют критериями. Классификация позволяет анализировать ресурсы власти как в целом, так и по отдельным типам, не прибегая каждый раз к утомительному перечислению их.

Антропологическая типология. Одна из наиболее ранних и обшераспространенных типологии (классификации) — антропологическая. Ее смысл состоит в определении типов властвования на основе устойчивых мотивов, лежащих в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя являются: следование моральным принципам (гуманность, справедливость, забота о благе народа, чувство долга, мудрость) и личный пример. Подданные должны уважать своего мудрого, заботливого правителя и выполнять его повеления, считая это своей обязанностью.

Мотивы человеческого поведения положены в основу классификации типов властвования Н. Макиавелли. В работе «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он выделил два главных мотива поведения людей — любовь и страх; тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия. Страх прочнее и тверже, любовь же очень тонка. Она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Но злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. К тому же ресурс страха, по Н. Макиавелли, имеет различную эффективность воздействия: человек может смириться с утратой власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества.

Кроме страха и любви в качестве ресурса власти Н. Макиавелли называл человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).

Впоследствии к страху, на котором всегда держалась власть, сторонники антропологического принципа добавили убеждение (оно особенно действенно в период развития средств массовой информации) и интерес.

Ресурс убеждения может одинаково использоваться в качестве источника власти как в демократических обществах (на основе свободного выбора самим индивидом политических предпочтений и ценностей), так и в тоталитарных системах (с помощью идеологической обработки населения и контроля за информацией).

Ресурс интереса — основа взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом. В этих обществах политика лишена какой-либо таинственности и выступает как сфера купли и продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса. Избиратели голосуют за тех, кто, как им кажется, реально может удовлетворить их материальные интересы. Таким образом, происходит обмен ресурсами.

Естественно, ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Использование тех или иных ресурсов зависит от ряда факторов, например от типа режима, состояния экономики (переживает она подъем или находится в упадке), уровня жизни населения и т.д. Причем тот или иной политический режим может одновременно использовать несколько ресурсов, на первый взгляд исключающих друг друга.

В тоталитарных и авторитарных режимах власть опирается на ресурсы и страха и убеждения. Притом оба ресурса органично дополняют друг друга. Ведь страх не только результат принуждения, насилия, но и следствие активной идеологической обработки, воздействующей на чувства (национальные, религиозные и др.) граждан. В свою очередь убеждения формируются не только посредством добровольного принятия образа будущего как желаемого, но и с помощью политического террора, тотального контроля за личностью, за информацией. В условиях демократического режима доминирующими ресурсами, на которые опирается власть, являются ресурсы интереса и убеждения, хотя вовсе не исключается и использование насилия.

Теория «смещения власти»
Одна из наиболее современных систем классификаций ресурсов власти, где используются смешанные критерии типологии ресурсов, представлена американским социологом О. Тоффлером.

Он отмечает значительные изменения в системе ресурсов власти современного общества. Его концепция по этой причине называется теорией «смещения власти». В истории человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась на три ресурса: силу, богатство, знания. Эти факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях по поводу государственной власти. В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством.

Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информационной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делает ненужным огромный штат управленцев-бюрократов, контролирующих и обрабатывающих эту информацию. Таким образом, современное общество, как считал О. Тоффлер, развивается в направлении «антибюрократических форм власти».

Темы: Власть
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Источники легитимности политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Власть как свойство личности и как межличностное отношение
Фролов С.С., Социология организаций
Органы государственной власти и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Теория власти
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Уровни и структура власти
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Власть как общественное явление
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Типы легитимности политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Власть как свойство социальной системы
Фролов С.С., Социология организаций
Оставить комментарий