Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития.
В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.
Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:
1. Источник власти (авторитет, сила, закон).
2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через:
- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
- подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти;
- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
3. Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.
4. Функции власти:
- интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом);
- регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества);
- мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности);
- репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности);
- стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.
Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти:
- экономическая;
- военная;
- семейная;
- политическая и др.
Политическая власть занимает ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. Существует множество различных опре-I делений политической власти. Наиболее известным является представление о власти Мшвениерадзе: «Власть, пишет он, есть контроль над значимыми для общества ресурсами через обладание ими с ограничениями». Рассмотрим данное определение более детально. Под ресурсами понимаются деньги, товары, природные ресурсы, оружие, население страны, т.е. социальные, материальные, духовные и др. ресурсы общества. Контроль значимых ресурсов предполагает собой надзор за указанными ресурсами через:
- обмен ресурсами с целью увеличения обладания наиболее интересными для власти;
- регулирование с помощью системы отношений, взаимодействия между социальными субъектами во имя интересов общества.
Ограничение подразумевает введение границ (законам деятельностью правоохранительных органов) на использование ресурсов или их обмен.
Отличительными чертами политической власти являются:
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- верховенство и обязательность к исполнению ее решений для всего общества;
- публичность, т.е. всеобщность и одновременно безличность предписаний власти, обращенных от имени общества но средством абстрактных норм права;
- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
- многообразие используемых для достижения цели ресурсов.
Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, обеспечить их объединение или разъединение:
- противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты;
- стремиться к максимальной стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу.