Империя ацтеков возникла в Мезоамерике в начале XIV в. В период своего расцвета она объединяла более 400 городов с населением 15 млн человек. Политически и экономически подавляя своих предшественников, ацтеки усваивают их культурные достижения, и потому значительной составляющей ацтекской религиозной культуры оказываются традиции более ранних цивилизаций. В период между расцветом культуры майя и утверждением империи ацтеков экономическим, политическим и культурным приоритетом располагали толътеки — народ, оказавший на цивилизацию нцтеков решающее влияние. Тольтеки основали империю со столицей в Толлане, во главе которой стоял правитель-жрец Топильцин Кетсалькоатль. Образ Кетсалькоатля — Пернатого Змея — имеет большое значение в религиях многих культур Мезоамерики. Еще в верованиях ольмеков могущественный бог-созидатель Кетсалькоатль был одним из четверых детей дуалистического бога Ометеотля. Он выступает как творец мира и как «культурный герой» — добывает для человека маис. Правитель Толлана, носивший имя великого бога, рассматривался как его «посвященный». Это так называемый хомбредиас (человеко-бог), о котором традиция вспоминает как о человеке чудесного рождения, получившем жреческое образование, прославившем себя на поле битвы и триумфально, хотя и недолго, управлявшего Толланом. Впоследствии ацтеки в своей священной истории рассказывали о временах тольтеков как о «золотом веке», в котором царило изобилие, процветали искусства, ремесла и технические знания достигали небывалых вершин (само слово «тольтеки» означает художественное совершенство). «Их работы были все хороши, все превосходны, все удивительны, все чудесны, их дома были красивы, украшены мозаикой, гладко оштукатурены, очень красивы»1. Именно толь-текам приписывали ацтеки изобретение календаря и появление наиболее существенных астрономических знаний. Топильцин Кетсалькоатль предпринял попытку провести религиозную реформу, в которой человеческие жертвоприношения заменялись подношением перепелок, бабочек и кроликов. Однако из-за происков соперников-жрецов (в частности «посвященного» бога Тескатлипоки) Кетсалькоатль должен был отправиться в изгнание, где и умер, превратившись, согласно преданию, в планету Венеру. Ацтеки почитали Кетсалькоатля как бога воздуха. Он считался самым мудрым из богов, символом божественной мудрости. С ним связывали все культурные достижения — календарь, искусство, ремесла, культивирование кукурузы.
Ацтеки появились в Мезоамерике в начале XIII в. Их предки чичи-меки мигрировали с севера и пришли в густонаселенный озерный район, раздираемый враждой и войнами многочисленных городов-государств. Сохранилось предание, согласно которому предки ацетеков покинули свою родину Астлан по указанию бога Уицилопочтли, явившегося перед хомбре-диосами и приказавшему им идти в новые земли и основать там новый город. Указанием этого места должен стать орел, сидящий на кактусе и пожирающий змею. Ацтеки странствовали 165 лет в поисках этого места, пока наконец, после изматывающих походов и кровопролитных сражений, предначертание не сбылось: они увидели долгожданного орла со змеей на одном из островов озера Тескоко. Это произошло 18 июля 1325 г. На этом месте возник город Теночтитлан, который называли также Мехико (т.е. место Мехитили — таким было одно йз имен бога Уицилопочтли).
Ацтеки хранили легенду, по которой возвращения Кетсалько-атля следовало ожидать в «год одного тростникового прута». Таким годом по ацтекскому календарю был 1519 г., когда в Мексику прибыли испанцы, чем отчасти объясняется столь стремительная и трагическая гибель ацтекской цивилизации: приняв Кортеса за Кетсалькоатля, они встретили его с полными доверием и открытостью и почестями, подобающими божеству.
Уицилопочтли был главным божеством ацтеков. Он был богом войны, а война была их основным занятием. Легенда рассказывает, что этот бог явился на свет в результате непорочного зачатия. Однажды мать богов Коатликуз подметала храм Коатепек. Неожиданно на нее спустился клубок перьев, который она поместила на груди. Позже она обнаружила, что он исчез, и тут же ощутила себя беременной. Ее дети, 400 братьев, были очень разгневаны этим обстоятельством и, вдохновляемые своей сестрой Койолына-уки, пошли войной против своей родительницы. Коатликуэ испугалась, но голос из чрева сказал ей: «Не бойся». В момент атаки Уицилопочтли появился на свет из материнского лона уже в расцвете лет и в полном боевом облачении и сразился со своими братьями и сестрами, одержав убедительную победу.
Другими важными богами ацтеков были Тескатлипока (бог-творец), Тлалок (бог воды и плодородия), Тонатиу (бог Солнца), Метстли (Луна), Хиутеуктли (бог огня), Сентеотль (богиня кукурузы), Михко-атль (богиня охоты), Хипе (бог рудников), Хикате-уктли (бог торговли), Миктлатеуктли и Миктлансиуаталь (супруги — боги ада). Существовал бог, покровительствовавший травам и корням, из которых делали опьяняющий напиток, — его звали Патекатль; была своя покровительница у запретной любви — богиня Тласолтеотль. Каждой семье покровительствовали свои домашние божества — тепитотоны, или маленькие боги. Существовали также культы животных — ягуара, пумы.
Как и майя, ацтеки верили в то, что мир уже неоднократно возникал и вновь обращался в хаос. Первый век назывался Солнце четырех тигров — это было время упорядочения первобытного хаоса. Последовала, однако, война богов, после которой победитель — бог Тескатлипока — пересоздал мир по-своему. Существа, Жившие в этой эре, были съедены оцелотами. Второй век назывался Солнце четырех ветров — существа этого века были унесены ветром. Третий век был Солнцем четырех дождей — его трагическое завершение выражалось в том, что на людей пролился огонь, в Результате чего они стали индюками. В четвертом веке — Солнце четырех вод — людей поглотила вода, и они стали рыбами. Для того чтобы стало возможным начало нынешнего — пятого — века, необходимо было принесение в жертву многих богов, которое состоялось, по некоторым преданиям, в Теотиуакане. Вся религия ацтеков пронизана идеей о том, что порядок в мире может поддерживаться жертвоприношениями и пролитием крови, в связи с чем кровавые ритуалы стали особенно часты, а войны приобрели сакральный смысл — они призваны были омолодить богов, возвращая им ту священную энергию жизни, которую они когда-то одолжили людям.
Ацтеки разделяли характерное для многих традиций Мезоамерики представление о многоуровневой структуре Космоса, включающей в себя кроме земного 13 небесных и девять подземных уровней. Кроме главного Древа мира, представлявшего собой центральную ось Космоса, существуют, по их представлениям, еще четыре древа, растущих по краям мира и соответствующих четырем сторонам света. Каждое из этих дерев выполняло функции коммуникационного канала, по которым боги, божественные силы и энергии могут перетекать с одного уровня мира на другой. Такими же «путями сообщения» между «бирюзовым миром» (небом) и «обсидиановым миром» (подземным) представлялись горы, пещеры, лучи солнца, дуновение ветра и т.д. Эти сверхъестественные силы могли и должны были проникать внутрь человеческого тела, чему и служили религиозные ритуалы.
Наиболее значимыми божественными силами, оживлявшими человеческое тело, считались тонами и теолиа. Тоналли концентрировалась в голове человека. Главным источником ее был Оме-теотль, верховный дуалистический бог, обитавший на вершине тринадцатого небесного уровня. Считалось, что в момент зачатия человека Ометеотль спускался на один из нижних уровней и посылал жизненную энергию внутрь матки женщины. Эта энергия откладывалась в голове эмбриона, определяя характер и судьбу человека. При этом тоналли новорожденного старались всячески увеличить, помещая его в ходе соответствующего ритуала вблизи огня, а затем под лучи солнца. Считалось, что волосы на голове, особенно в теменной области не дают тоналли покинуть тело и являются вместилищем мужества и доблести воина; это верование сделало волосы, захваченные в бою, главным символом торжества над врагом, в силу чего у ацтеков была распространена практика скальпирования противника.
Другая божественная сила — теолиа — находилась в сердце; она считалась «божественным огнем», придававшим форму чувствам и мышлению человека. Особенно много теолиа было в сердцах жрецов, хомбре-диосов, а также тех людей, которые представляли богов во время ритуальных праздников — все они рассматривались как живой канал передачи теолиа в социальный мир. После смерти человека его теолиа отправлялась в мир мертвых и превращалась там в птицу. Теолиа содержалась также в горах, озерах, городах и храмах. Вся природа, все живые существа имели теолиа — «сердце». Существовало представление и о «сердце общины», или «сердце города», которое называли алтепеолотль — иногда эту живую божественную силу мыслили воплощенной в скульптуре или художественном изображении.
Главной святыней ацтеков был Великий храм в Теночтитла-не Коатепек, или Гора Змея. Посвящен он был двум главным ацтекским богам — Тлалоку, богу воды, дождя, земледелия и плодородия, и Уицилопочтли, богу войны и дани. Храм стоял в центре столицы и представлял собой двойной пирамидальный комплекс: огромное пирамидальное основание поддерживало два стоящих на его вершине здания. Две лестницы вели к алтарям Тлалока и Уицилопочтли. Архитектурная символика храма отражала космические представления ацтеков, а также их культ священных гор — гора считалась источником богатства, опасности, святости и силы. Как показали раскопки, в основании храма были скрыты несколько десятков тайников, в которых хранились богатые ритуальные приношения. Всего в империи ацтеков к моменту прихода испанцев насчитывалось более 40 тыс. храмов, только в Теночтит-лане их было 300, а число священнослужителей в одном Коа-тепе-ке доходило до 5 тысяч.
Практика человеческих жертвоприношений в империи ацтеков достигает колоссальных масштабов и обретает специфическую правовую базу. В 1428 г. император Утсоккоатль принимает закон, который обязывает ацтеков периодически питать Солнце (соответственно, бога войны Уицилопочтли) свежей человеческой кровью. Иногда жертвоприношения были массовыми; так, в начале XVI в. император Моктесума II принес в жертву в течение одного дня более тысячи пленных, а в 1487 г. император Ауисотлья отпраздновал завершение реконструкции храма жертвоприношением, число жертв которого, по некоторым оценкам, Достигало 80 600 человек.
Существовало много вариантов ритуала жертвоприношения. Один из них описан воинами Кортеса, которые были свидетелями принесения в жертву своих плененных товарищей:
«Когда их привели к маленькой площадке перед молельней, где хранились проклятые идолы, мы увидели, как на головы многих из них на-Дели перья и с чем-то вроде вееров, заставили их плясать, а после того, как они исполнили пляску, их сразу же положили на спину на какие-то узкие камни, места жертвоприношений, и ножами вспороли им грудь и вынули бьющиеся сердца и поднесли их Идолам, а затем спихнули тела вниз по ступенькам, где индейские палачи, ждавшие внизу, отрезали руки и ноги и содрали кожу с лиц, и приготовили ее, как кожу для перчаток, с бородами наружу, для своих праздников, которые они отмечают».
Обычно кровь жертв при этом собирали в большие стаканы и обмазывали ею рот идола.
В день праздника Токстатль в честь бога Тескатлипока в жертву приносили юношу, который считался воплощением бога. Юноша, который должен был быть безукоризненно прекрасен и строен, избирался за год до ритуала и в течение этого года вел жизнь, подобающую земному божеству: его окружали роскошью, почитанием, а заодно обучали аристократическим манерам. По мере приближения праздника культ человеко-бога становился все более пышным, ему воздавались все большие почести. В самый же день праздника ему приходилось взойти по храмовой лестнице на вершину пирамиды, где ему рассекали грудь, чтобы вынуть сердце. Правда, тело его не сбрасывали со ступеней, а бережно сносили вниз, и у подножия храма трупу отрубали голову и насаживали ее на копье. В тот же день человеко-богом становился новый юноша, его преемник.
Особой формой жертвоприношений было подобие гладиаторских боев в честь бога рудников Хипе. Плененные в бою воины выходили на бой против орла и ягуара почти обнаженными, с деревянными копьями, практически без шансов выжить. Если они сражались достойно, то пленивший их ацтек получал дорогие подарки от жрецов.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые исследователи ставят под сомнение объективность информации о масштабах ритуального кровопролития в империи ацтеков, поскольку большая часть этих сведений была предоставлена завоевателями-испанцами. Испанцы же были заинтересованы преувеличить кровожадность и дикость местного населения, с тем чтобы оправдать проводимую ими насильственную христианизацию (порой не менее кровопролитную, чем ритуальная практика самих ацтеков, и при этом куда более разрушительную для культурных ценностей).
Однако жертвоприношения не были единственной формой общения с богами. Ацтеки были не только воинами и строителями пирамид — у них были и земледелие, и ремесла, и искусства, и науки, и поэзия. Особенность религии ацтеков состояла в том, что одной из религиозных практик стала считаться риторика, тесно переплетавшаяся с религиозной поэзией. Тламатинимы — профессиональные риторы и поэты — не просто стремились достичь вершин в своем мастерстве, они видели в искусстве речи форму мистического общения. В разработанной ими риторической и эстетической программе речевое искусство должно было служить тому, чтобы выявлять соответствие, связывающее человеческую личность и божественную основу Вселенной. В момент выражения оратором или художником своего сердца в песне внутреннее «Я» обожествлялось и наполнялось божественной энергией. В Теночтитлане устраивались фестивали, посвященные речевому искусству, на которых выступали виднейшие риторы и поэты.