Развитие способностей. Сензитивный период

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

Стадии развития способностей:

  1. Задатки.
  2. Способности.
  3. Одарённость.
  4. Талант.
  5. Гениальность.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

Начальный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. То есть ребёнок не должен испытывать отрицательных эмоций ни в процессе, ни по результатам деятельности, иначе он будет в дальнейшем избегать подобной деятельности, и его способности не разовьются. Его надо хвалить за малейшие успехи, тактично помогать и ни в коем случае не ругать.

Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведёт за собой развитие. Связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Уровень трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно, показывает актуальный уровень развития. В зоне ближайшего развития находятся возможности, реализуемые в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные возможности ребёнка. Обучение должно соответствовать возможностям ребёнка на определённом уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня.

Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Л. И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных способностей, качеств и свойств личности, которые присущи способным организаторам:

  1. способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
  2. практический психологический ум;
  3. способность понимать психологию людей и верно на неё реагировать;
  4. критичность;
  5. психологический такт;
  6. общий уровень развития;
  7. инициативность;
  8. требовательность к другим людям;
  9. склонность к организаторской деятельности;
  10. практичность;
  11. самостоятельность;
  12. наблюдательность;
  13. самообладание, выдержка;
  14. общительность;
  15. настойчивость;
  16. личная активность;
  17. работоспособность;
  18. организованность.

Л. И. Уманский считал, что для осуществления организаторской деятельности необходим весь комплекс этих качеств.

Проявление способностей происходит в процессе развития личности. Раньше всего проявляются способности в искусстве, прежде всего - в музыке, затем к рисованию, технические (в 9 лет). Как мы уже упоминали, музыкальная одарённость В. А. Моцарта обнаружилась в 3 года, Й. Гайдна - в 4. У Я. Мендельсона - в 5 лет, у С. Прокофьева - в 8 (композиторская), у Ф. Шуберта - в 11, у К. Вебера - в 12 лет. Но самостоятельное творчество начинается, как правило, лишь в 12-13 лет.

Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: примерно в 14 лет. Но бывает, что и раньше: у С. Рафаэля - в 8 лет, у А. Ван-Дейка и Джото - в 10, у Б. Микеланджело - в 13, а вот у А. Дюрера - в 15 лет.

В научной области творчество проявляется обычно после 20 лет, а математики начинают творить раньше всех. Почти все учёные, проявившие себя до 20 лет, были математиками - Б. Паскаль, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Ж. Лагранж (которому принадлежит мудрая фраза: «Чем спорить, давайте посчитаем»), К. Гаусс, Э. Галуа и др.

Советский психолог А. В. Петровский писал, что способность подобна зерну, которому ещё только предстоит развиться; вырастет ли из него колос, зависит от условий, в которых он будет расти. В результате исследований влияния факторов наследственности и среды на развитие способностей, психологи сделали вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с факторами наследственности, а могут иногда компенсировать или нивелировать действия наследственности.

А характер - это величайший умножитель способностей.

Известно о существовании сензитивных периодов - периодов оптимального сочетания внутренних условий для развития определённых психических функций, свойств и процессов. В этот период усвоение идёт очень быстро, «с лёту». Преждевременное или запаздывающее обучение может неблагоприятно сказаться на психике человека, и у него появится стойкая неприязнь к этому виду деятельности.

Известно, что в 2-3 года интенсивно развивается речь. В 5-7 лет -навыки чтения. Итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития: развития речи (0-6 лет); восприятия порядка (0-3 года); сенсорного развития (0-5,5 лет); восприятия маленьких предметов (1,5—6,5 лет); развития движений и действий (1-4 года); развития социальных навыков (2,5-6 лет).

Внутренняя предпосылка для достижений - одарённость. Определений одарённости много, но единого, общепризнанного нет. По определению известного психолога К. К. Платонова, «Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Но нельзя говорить об одарённости вообще, а только об одарённости в какой-нибудь конкретной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятиями талант и гениальность.

Талант - это 1) высокий уровень развития специальных способностей; 2) природная одарённость и выдающиеся способности к какой-либо творческой деятельности (научной, политической, художественной и т. д.). Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как проявление природных задатков и склонностей к определённому виду занятий, позже как усиление способностей и, наконец, как проявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться ещё в дошкольном возрасте. Своевременное распознавание таланта помогает его развитию и становлению. Развитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, от трудолюбия. Лень, несобранность подрывают талант, он теряет тенденцию к расцвету, угасает. Лучший способ развития таланта - систематический, вдохновенный, напряжённый и увлечённый труд. Именно он превращает в реальную творческую силу и даже в гениальность. Проявлению таланта способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жёсткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания (В. Н. Дружинин).

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека, высший уровень развития способностей. О гениальности говорят тогда, когда творческие достижения человека открывают новую эпоху в развитии культуры, науки, техники.

По оксфордскому словарю, гений - это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления... ».

Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений. Он проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений. Чётко разграничивает гении и таланты формула «Гений делает то, что должен, талант - то, что может».

Часто гении - это учёные-энциклопедисты - Аристотель, Л. да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц, М. В. Ломоносов и др. Например, Д. И. Менделеев - великий русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Или Леонардо да Винчи, гениальный художник и скульптор эпохи Возрождения. Был он к тому же математиком, механиком, астрономом, геологом, анатомом, военным инженером, а еще - прекрасным пловцом, фехтовальщиком, наездником, танцором.

Драматург Бомарше сделал крохотные часы королю, его фаворитке и принцессам. Принцесс же он обучал игре на арфе. Ещё он проворачивал колоссальные коммерческие сделки, издавал книги, выполнял дипломатические поручения, поставлял оружие американским повстанцам. Драматурги Шекспир, Мольер, Александр Островский и Михаил Булгаков блистательно выступали на сценах. А актриса Сара Бернар за свои скульптурные произведения получила две золотые медали Парижского салона.

Физик Резерфорд получил Нобелевскую премию по химии. Ломоносов - астроном, физик, химик, геолог, географ, историк, художник и поэт -создал новую науку - физическую химию - и разгадал тайну античной мозаики.

Физик и химик Александр Бутлеров изучал пчёл и был кандидатом естественных наук - за собранную им уникальную коллекцию бабочек. Композитор и химик Бородин имел степень доктора медицины, был избран академиком военно-медицинской академии, основал первые в России женские врачебные курсы и преподавал там.

Врач Владимир Даль был этнографом, лингвистом и писателем. А поэт Гёте был известен в научных кругах трудами по оптике, ботанике, анатомии и астрономии. Королева Виктория, прочитав «Алису в Стране чудес», пришла в восторг и велела купить все книги Кэрролла. Каково же было её разочарование, когда ей принесли труды по высшей математике! Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве.

Талант и гениальность не передаются наследственно, иначе талантливые люди рождались бы только у таких же родителей. Но они появляются и у обычных, не талантливых родителей, при этом из нескольких детей в семье талантливыми могут стать лишь один-два ребёнка. Например, из семьи композиторов Бахов гением признан только Иоганн Себастьян; из четырёх братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 8 братьев и сестёр Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович.

Ключевые слова: Способности
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
...
Педагогические способности
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Признаки способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Способности как интегральное личностное образование
...
Общая характеристика способностей. Задатки
Штейнмец А.Э., Общая психология
Теория приобретенных способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Структура способностей
...
Математические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий