Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.
Стадии развития способностей:
- Задатки.
- Способности.
- Одарённость.
- Талант.
- Гениальность.
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.
Начальный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. То есть ребёнок не должен испытывать отрицательных эмоций ни в процессе, ни по результатам деятельности, иначе он будет в дальнейшем избегать подобной деятельности, и его способности не разовьются. Его надо хвалить за малейшие успехи, тактично помогать и ни в коем случае не ругать.
Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведёт за собой развитие. Связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Уровень трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно, показывает актуальный уровень развития. В зоне ближайшего развития находятся возможности, реализуемые в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные возможности ребёнка. Обучение должно соответствовать возможностям ребёнка на определённом уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня.
Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Л. И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных способностей, качеств и свойств личности, которые присущи способным организаторам:
- способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
- практический психологический ум;
- способность понимать психологию людей и верно на неё реагировать;
- критичность;
- психологический такт;
- общий уровень развития;
- инициативность;
- требовательность к другим людям;
- склонность к организаторской деятельности;
- практичность;
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- самообладание, выдержка;
- общительность;
- настойчивость;
- личная активность;
- работоспособность;
- организованность.
Л. И. Уманский считал, что для осуществления организаторской деятельности необходим весь комплекс этих качеств.
Проявление способностей происходит в процессе развития личности. Раньше всего проявляются способности в искусстве, прежде всего - в музыке, затем к рисованию, технические (в 9 лет). Как мы уже упоминали, музыкальная одарённость В. А. Моцарта обнаружилась в 3 года, Й. Гайдна - в 4. У Я. Мендельсона - в 5 лет, у С. Прокофьева - в 8 (композиторская), у Ф. Шуберта - в 11, у К. Вебера - в 12 лет. Но самостоятельное творчество начинается, как правило, лишь в 12-13 лет.
Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: примерно в 14 лет. Но бывает, что и раньше: у С. Рафаэля - в 8 лет, у А. Ван-Дейка и Джото - в 10, у Б. Микеланджело - в 13, а вот у А. Дюрера - в 15 лет.
В научной области творчество проявляется обычно после 20 лет, а математики начинают творить раньше всех. Почти все учёные, проявившие себя до 20 лет, были математиками - Б. Паскаль, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Ж. Лагранж (которому принадлежит мудрая фраза: «Чем спорить, давайте посчитаем»), К. Гаусс, Э. Галуа и др.
Советский психолог А. В. Петровский писал, что способность подобна зерну, которому ещё только предстоит развиться; вырастет ли из него колос, зависит от условий, в которых он будет расти. В результате исследований влияния факторов наследственности и среды на развитие способностей, психологи сделали вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с факторами наследственности, а могут иногда компенсировать или нивелировать действия наследственности.
А характер - это величайший умножитель способностей.
Известно о существовании сензитивных периодов - периодов оптимального сочетания внутренних условий для развития определённых психических функций, свойств и процессов. В этот период усвоение идёт очень быстро, «с лёту». Преждевременное или запаздывающее обучение может неблагоприятно сказаться на психике человека, и у него появится стойкая неприязнь к этому виду деятельности.
Известно, что в 2-3 года интенсивно развивается речь. В 5-7 лет -навыки чтения. Итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития: развития речи (0-6 лет); восприятия порядка (0-3 года); сенсорного развития (0-5,5 лет); восприятия маленьких предметов (1,5—6,5 лет); развития движений и действий (1-4 года); развития социальных навыков (2,5-6 лет).
Внутренняя предпосылка для достижений - одарённость. Определений одарённости много, но единого, общепризнанного нет. По определению известного психолога К. К. Платонова, «Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Но нельзя говорить об одарённости вообще, а только об одарённости в какой-нибудь конкретной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятиями талант и гениальность.
Талант - это 1) высокий уровень развития специальных способностей; 2) природная одарённость и выдающиеся способности к какой-либо творческой деятельности (научной, политической, художественной и т. д.). Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как проявление природных задатков и склонностей к определённому виду занятий, позже как усиление способностей и, наконец, как проявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться ещё в дошкольном возрасте. Своевременное распознавание таланта помогает его развитию и становлению. Развитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, от трудолюбия. Лень, несобранность подрывают талант, он теряет тенденцию к расцвету, угасает. Лучший способ развития таланта - систематический, вдохновенный, напряжённый и увлечённый труд. Именно он превращает в реальную творческую силу и даже в гениальность. Проявлению таланта способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жёсткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания (В. Н. Дружинин).
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека, высший уровень развития способностей. О гениальности говорят тогда, когда творческие достижения человека открывают новую эпоху в развитии культуры, науки, техники.
По оксфордскому словарю, гений - это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления... ».
Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений. Он проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений. Чётко разграничивает гении и таланты формула «Гений делает то, что должен, талант - то, что может».
Часто гении - это учёные-энциклопедисты - Аристотель, Л. да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц, М. В. Ломоносов и др. Например, Д. И. Менделеев - великий русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
Или Леонардо да Винчи, гениальный художник и скульптор эпохи Возрождения. Был он к тому же математиком, механиком, астрономом, геологом, анатомом, военным инженером, а еще - прекрасным пловцом, фехтовальщиком, наездником, танцором.
Драматург Бомарше сделал крохотные часы королю, его фаворитке и принцессам. Принцесс же он обучал игре на арфе. Ещё он проворачивал колоссальные коммерческие сделки, издавал книги, выполнял дипломатические поручения, поставлял оружие американским повстанцам. Драматурги Шекспир, Мольер, Александр Островский и Михаил Булгаков блистательно выступали на сценах. А актриса Сара Бернар за свои скульптурные произведения получила две золотые медали Парижского салона.
Физик Резерфорд получил Нобелевскую премию по химии. Ломоносов - астроном, физик, химик, геолог, географ, историк, художник и поэт -создал новую науку - физическую химию - и разгадал тайну античной мозаики.
Физик и химик Александр Бутлеров изучал пчёл и был кандидатом естественных наук - за собранную им уникальную коллекцию бабочек. Композитор и химик Бородин имел степень доктора медицины, был избран академиком военно-медицинской академии, основал первые в России женские врачебные курсы и преподавал там.
Врач Владимир Даль был этнографом, лингвистом и писателем. А поэт Гёте был известен в научных кругах трудами по оптике, ботанике, анатомии и астрономии. Королева Виктория, прочитав «Алису в Стране чудес», пришла в восторг и велела купить все книги Кэрролла. Каково же было её разочарование, когда ей принесли труды по высшей математике! Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве.
Талант и гениальность не передаются наследственно, иначе талантливые люди рождались бы только у таких же родителей. Но они появляются и у обычных, не талантливых родителей, при этом из нескольких детей в семье талантливыми могут стать лишь один-два ребёнка. Например, из семьи композиторов Бахов гением признан только Иоганн Себастьян; из четырёх братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 8 братьев и сестёр Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович.