Развитие марксистской философии в XX веке

В XX веке в западной философско-социологической мысли возникла альтернативная версия марксизма, которая получила название неомарксизм. Неомарксизм - это направление, представители которого (Эрих Фромм, Ю. Хабермас, Л. Альтюсер, Г. Маркузе) заявляя о своей приверженности классическому марксизму, тем не менее, считали необходимым его обновление путем соединения с неофрейдизмом, экзистенциализмом, структурализмом, герменевтикой. Для неомарксизма характерно критическое отношение как к капиталистической системе и западной цивилизации, так и к «советскому» варианту марксизма, являвшимся важным фактором создания советской модели социализма.

Неомарксизм - явление многоплановое и неоднородное. Тем не менее, в нем можно выделить два основных направления: сциентистское и гуманистическое. Сциентистское направление в неомарксизме, ориентированное на работы Маркса позднего периода, складывалось под влиянием идей структурализма. В центре внимания гуманистического направления оказалась проблема человеческой субъективности. Данное направление опирается на работы Маркса раннего периода, противопоставляя «Маркса — гуманиста» Марксу периода «Капитала». Полагая, что проблема бытия человека в обществе должна быть центральной проблемой в любой философской концепции, представители гуманистического неомарксизма указывают на недостаточную разработанность данной проблемы в классическом марксизме.

Так Г. Маркузе как- представитель фрейдомарксизма критически освещает ряд важных проблем современного социального кризиса, касающихся положения человека в обществе, социализации личности. Исследуя процессы социальных и идеологических манипуляций, Маркузе фиксирует особый тип личности, сформировавшийся в развитом индустриальном обществе, названный теоретиком неомарксизма «одномерным человеком». Одномерный человек характеризуется полной утратой социально-критического отношения к социальной действительности, это человек, сознанием которого можно успешно манипулировать. Одномерный человек не ощущает отчуждения, так как нормы и установки современного общества перестали осознаваться им как противостоящие его сущности. Напротив, эти нормы и установки воспринимаются одномерным человеком как нечто желанное, как то, что организует и структурирует его жизнь.

Маркузе утверждает, что «одномерным» сегодня является не только человек, одномерными стали общество, культура, мышление. Поэтому немецкий философ полагает, что носи гелями революционной инициативы в настоящее время не может выступать какой-либо социальный класс или слой, так они подчинены обществу. Естественной же оппозицией господствующей системе, по мнению Маркузе, выступают безработные, студенчество, преследуемые национальные меньшинства, т.е. все те, кто оказался как-бы «выключенным» из общества.

Сохранив приверженность классическому марксизму, неомарксизм достаточно успешно осуществил модернизацию этой теории, что позволило ему решать некоторые проблемы, порожденные современной ситуацией в мире. Основные идеи и тенденции неомарксизма во многом определили проблематику современной философии, о чем свидетельствует такое явление духовной жизни Запада, как постмодернизм.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009