Разработка политических решений

Результативность и эффективность государственной деятельности тесно связана с механизмами разработки политико-управленческих решений.

Разработка политических решений — это комплекс управленческих мероприятий, позволяющих сделать выбор решения из числа предложенных альтернатив.

Разработка политических решений — творческий и ответственный процесс, включающий следующие стадии: изучение проблемы на основе полученной информации; определение значимых целей; постановка задач; выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого политического решения; рассмотрение различных вариантов решения, выбор и формулирование наиболее приемлемого предложения. Последовательность выполнения операций и действий, обеспечивающая достижение желаемого результата, называется алгоритмом принятия решения.

Информационное обеспечение разработки и принятия политических и административных решений и рационализация обработки информации занимает важное место в структуре процесса. Диагностика сложной проблемы начинается с получения информации о состоянии управляемого объекта и окружающей среды, т.е. осознания и установления симптомов возникших затруднений. Необходимость получения информации вызывается ощущением того, что возникающие противоречивые и конфликтные ситуации являются симптомами требующих решения вопросов. Прорывающиеся противоречия политической и социальной жизни могут быть расплатой за тактику следования за событиями, нецелесообразное и неэффективное управление.

Выявление и описание проблемы связаны с анализом причин ее возникновения. Анализ начинается с поиска причин, породивших проблемную ситуацию, затем следует определить степень влияния каждой причины и только после этого можно приступать к разработке мер по разрешению существующей проблемы. Выявление точек напряжения определяет проблему в общем виде и помогает сократить число факторов, которые следует учесть в анализе. Такое «упрощение» сложных ситуаций помогает установить структурные связи объекта воздействия. Методика SWOT-анализа (SWOT: strengths, weaknesses, opportunities, threats) — это один из наиболее широко распространенных в профессиональной управленческой деятельности методов подготовки политических и управленческих решений. Он основан на анализе сильных и слабых сторон организационной структуры, ее возможностей и угроз ей. Выявление сущности стоящих проблем определяется через несоответствие, противоречие между: а) тем, что есть и тем, что должно быть; б) тем, что есть и тем, что может быть; в) целью и результатом.

Системный анализ ориентирован на выявление внутренней структуры проблемы и связи с внешней средой ее решения. Результатом системного анализа является определение цели. Цель показывает общее направление деятельности, является качественной категорией. Для определения целей необходима эффективная система обеспечения информацией для анализа прошлых, настоящих и прогнозируемых сценариев, оценка реальных ресурсов и возможностей, потребных для воплощения цели, состояния элементов внешней среды и т.д.

Анализ позволяет преодолеть или снизить противоречивость системы целей и принимать решения, соответствующие политической ситуации.

Само по себе определение цели не является моментом завершения работы с информацией, которая не должна прерываться, чтобы изменения в окружающей и внутренней среде не могли остаться без внимания субъекта принятия решений и внесения соответствующих поправок.

Этап постановки задач позволяет конкретизировать цели, т.е. соотнести наличное состояние ситуации и наличные ресурсы, которые могут быть привлечены для решения существующей проблемы (ресурс времени, финансовые и интеллектуальные ресурсы); сама цель должна быть согласована с состоянием ресурсной базы.

Этап точного определения критериев, которым должно удовлетворять решение. Точное определение критериев, которым должно удовлетворять решение, ограничивает число вариантов решений. Многие политические решения, в том числе и законы государства, оказываются нереализованными в силу того, что своевременно не были учтены наличные ресурсы, влияние неконтролируемых факторов на принятие решений. Такие ограничения сужают возможности достижения желаемых целей. С учетом идентификации ограничений определяются стандарты для оценки альтернативных вариантов решений, Эти стандарты называют критериями принятия решений. По важности выделяются существенные и желательные критерии. Достижение политических целей может быть организовано различными средствами, поэтому так важно определить критерии, которым должно удовлетворять решение. Некоторые из этих критериев могут быть основополагающими. Например, значимым критерием зачастую выступает возможность выделить определенные финансовые ресурсы на реализацию того или иного закона. Некоторые критерии могут быть желаемыми, но не определяющими. Если для кандидата в депутаты Государственной думы опыт работы в области управления является желательным, но не обязательным, то для кандидата на должность судьи Конституционного суда Российской Федерации профессиональный опыт судейской работы является необходимым.

Значение этапа точного определения критериев, которым должно удовлетворять решение, настолько велико, что во многих случаях большая часть задачи оказывается решенной, как только установлен критерий оценки эффективности операций. В политике зачастую сосуществуют многомерные системы целей и критериев оценки, поэтому разрабатываются способы согласования этих систем. Многогранность политических процессов ведет к тому, что критерии оценки по отдельным элементам не согласуются, система критериев в этом случае упрощается выстраиванием отношений соподчиненности. Следует отметить, что административный акт принятия решения отделяется от приемов и процедур его разработки.

Систематический поиск возможных альтернатив. Сравнение возможных решений с установленными критериями для выбора наилучшего в данной ситуации является необходимой процедурой. Количество и качество альтернативных идей растет, когда начало выработки подходов отделено во времени от оценки окончательного выбора. На данном этапе разработки решения применяют метод Дельфи (мозговой штурм) или опрос экспертов. Мозговой штурм (brain storm) — это одна из творческих технологий групповой подготовки управленческих решений, генерации новых идей и предложений. Только после выявления всех возможных идей переходят к оценке предложений, определению их достоинств и недостатков, возможных последствий. Важно учесть не только прямые, но и побочные последствия реализации какой-либо из альтернатив, ибо они могут быть столь важными, что перекроют достижения при реализации этого варианта. Практически каждый вариант имеет явные и скрытые отрицательные моменты, их «взвешивание» приводит к компромиссам.

В теории принятия решений разработаны процедуры оценки ожидаемой полезности альтернатив. Нормативная теория снимает вопрос об отношении агента принятия решений к риску, решение принимается на основе объективного учета неопределенности. Отношение агента управления к риску рассматривает дескриптивная теория. Крайне редко в политическом процессе складываются ситуации, когда можно учесть все факторы влияния на нее и проследить распределение объективных вероятностей в определенный отрезок времени. Чаще же всего полная и объективная информация о состоянии внешней среды недостижима и распределение субъективных вероятностей изменений внешней среды происходит на основе интуиции.

Даже самое лучшее решение в данный момент не обязательно сохранит свои качества в будущем. В политике важно двигаться, а не искать лучшее решение на все времена. Изменение ситуации зачастую приводит к тому, что однажды принятое решение перестает быть удовлетворительным, тогда приходится пересматривать саму проблему, цели и задачи, критерии оценки решения. Настоящая ценность принятого решения полностью выявляется в ходе его реализации.

Эффективность принятого политического решения повышается, если оно признается теми, на кого направлено и чьи интересы затрагивает, Так, например, Комитеты, комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами и комиссиями раздельно.

Также для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Методы и модели подготовки политических и управленческих решений

Проблема разработки и выбора руководителем решения — одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки на основе получаемой информации и способность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Не менее важно владеть методами разработки решений.

Существует ряд простых методов рациональной разработки решений. Они могут применяться и в повседневной жизни, поскольку позволяют структурировать мыслительный процесс. Метод списков является одним из таких приемов. Он заключается в фиксации на бумаге возможных альтернатив решений, помогает их выявить и упорядочить.


Другим методом, позволяющим обнаружить возможности, которыми Вы обладаете в решении проблемы, является дерево решения. Этот прием не дает готовое решение, но наглядно выявляет альтернативные его варианты. Кроме того выявляются последствия того или иного выбора и необходимость дополнительных воздействий для достижения цели.


Причинно-следственные диаграммы также помогают активизировать процесс мышления и являются эффективным способом графического анализа проблемы.


Проблему любого характера можно проанализировать с помощью этого простейшего приема. Горизонтальная линия обозначает наличие проблемы. Проблема — только симптом скрытых и явных причин, ее вызывающих. Лучевые линии обозначают причины возникновения тех или иных затруднений. Выявление и устранение этих причин позволит решить проблему комплексно.

Существуют и иные практические методы разработки политических и административных решений. К их числу можно отнести метод, основанный на интуиции руководителя, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение.

Другой механизм разработки решений описывает метод, основанный на понятии «здравого смысла». Разработка решения строится на цепи последовательных доказательств, содержание которых опирается на накопленный практический опыт.

Более рационализированными являются методы, основанные на научно-практическом подходе, предполагающем выбор оптимальных решений на основе переработки большого количества информации, помогающей обосновать принимаемые решения. Эти методы требуют применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники.

Метод проблемного структурирования позволяет обнаружить причины, гипотезы и последствия выбора того или иного решения, уточнить цели еще на этапе разработки. Применение этого метода позволяет экономить ресурсы.

Метод предсказания помогает спроецировать последствия одной из принятых политических альтернатив. Предсказания применяют в процессе выработки политического курса. Этот метод позволяет описать вероятное, потенциальное и желательное будущее, оценить существующий и предложенный курс, противодействия, реальность выполнения курса.

Метод прогноза направлен на выявление границ достоверных результатов и последствий вырабатываемых решений. Область неопределенности включает зону политического риска.

Метод рекомендаций представляет собой анализ существующего политического курса и возможных политических стратегий. Метод выявляет скрытые возможности политических изменений.

Методы «анализ затрат и выгод», «оптимизации» разрабатываются различными институтами и учреждениями в области: оценки риска и погрешностей, внешних характеристик и внешних изменений, выбора правил осуществления выбора и определения административной ответственности за реализацию политического курса.

Метод мониторинга включает слежение за социальными индикаторами, отражающими влияние политических программ и проводимой политики на поведение граждан. Выявляются непреднамеренные следствия политических курсов и программ, структуры и социальные группы, сопротивляющиеся изменениям.

Метод оценки позволяет получить информацию о соответствии плану реальных изменений, провести критический анализ ценностей (значений) проводимой политики или переформулировать политический курс.

Усиление взаимозависимости и взаимосвязей современного мира определяет динамизм политической жизни и, соответственно, характер процесса принятия политических решений. Возросшие возможности использования рационализированных технологий принятия политических и административных решений ограничиваются высокой ценой их применения. Высокая цена издержек на разработку самого «правильного» решения, отсутствие требуемой информации, стремительное изменение ситуации могут свести к нулю все похвальные усилия. Поэтому политики зачастую принимают не самые лучшие решения, выбирая удовлетворительные и примиряясь с вынужденными.

Ключевые слова: Политика, Решения
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Политико-управленческие решения
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Стили принятия политических решений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Реализация политических и управленческих решений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Контроль реализации политических и административных решений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Теоретические методы в политической науке
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Определение региональной политики
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Политический классический консерватизм: Берк, Местр
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Сравнение системных характеристик политики и управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий