Психозащитные функции идентификации

Позитивные идентификации с идеалом способствуют эффективному усвоению социальных умений и навыков, необходимых для исполнения ролей, и тем самым способствуют психическому росту и нормальной социальной адаптации личности.

Однако встречаются многочисленные случаи защитной идентификации, являющейся механизмом преодоления фрустрирующих ситуаций. Типичным случаем является так называемая «идентификация с агрессором», описанная в только что упомянутой книге З. Фрейда. Если давать общее определение этой разновидности идентификации, то можно сказать, что это есть процесс уподобления и отождествления с человеком, к которому субъект относится негативно. Об идентификации с агрессором, как защитным психическим процессом, сказано и в настоящей работе. Отметим только, что согласно психоаналитикам, идентификация ребенка с родителем противоположного пола есть важный случай идентификации с агрессором и защитным механизмом.

В общем виде можно сказать, что идентификация становится защитным механизмом в том случае, когда фрустрированный человек, идентифицируя себя с другим, освобождается от фрустрации и тревог. Как мы знаем, человек может идентифицировать себя как с отдельной личностью. так и с социальной или этнической группой.

Утрата объекта любви всегда глубоко фрустрирует человека. З. Фрейд считал, что в процессе преодоления Эдипова комплекса имеет место идентификация не только с родителем одного с ребенком пола, который в эмоциональном отношении выступает в качестве «утраченного объекта».

Идентификация с «утраченным объектом» выступает в роли защитного механизма, так как уменьшает силу фрустрации, возникшей вследствие такой утраты. Подобная идентификация не только позволяет без патологических нарушений подавлять, преодолевать Эдипов комплекс, но одновременно интернализовать идеалы и установки родителя противоположного пола. Защитная функция такой идентификации, согласно психоанализу, простирается далеко за пределами детства и проявляется позже, при потере близких людей, любимого существа и т. п.

К сожалению, доказать эти утверждения слишком трудно, поскольку среди авторов, пишущих о возрастном развитии детей, об Эдиповом комплексе и других вопросах, которым много внимания уделяли З. Фрейд и другие психоаналитики, нет единодушия даже в вопросе о реальности Эдипова комплекса. Правда, существует точка зрения, согласно которой Эдипов комплекс возникает в патриархальных сообществах. При матриархате он, как предполагается, не возникает.

Если даже фрейдовская концепция о роли детской идентификации с «утраченным» в результате подавления Эдипова комплекса объектом верна, тем не менее она вызывает ряд возражений, которые мы хотели бы высказать.

Поскольку смерть близкого человека, неудачная любовь и ожидание собственной неизбежной смерти являются экзистенциально фрустрирующими ситуациями, то против них можно эффективно защищаться лишь с помощью мощных защитных и смешанных адаптивных комплексов. Поэтому одна идентификация недостаточна, тем более та ее разновидность, которая образуется в процессе подавления Эдипова комплекса. Встает задача выяснения того, в какие защитные и смешанные комплексы обычно входит идентификация. Даже если к описанному типу идентификации присоединяется идентификация с родными детьми, которым приписывается способность реализовать собственные идеализированные цели и притязания (это, образно говоря, своеобразное делегирование родительских притязаний), все же многим так и не удается организовать эффективную защиту от таких фрустраций, и они приобретают неврозы и психозы, т. е., согласно нашей теории, патологические адаптивные комплексы. Почему так происходит, что такое «сила Я», как она связана с возрастом и развитием адаптивных механизмов, с перспективами, притязаниями, возможностью иными средствами осмыслить свою жизнь и т. п.? Этот комплекс вопросов подлежит исследованию средствами научной психологии, а не только в рамках психоанализа, как это преимущественно имело место до последнего времени.

Идентификация объективно необходима ребенку для приобретения положительных ценностей, установок, форм поведения и психических качеств, для нейтрализации асоциальных воздействий. Но она необходима и субъективно, с точки зрения «механики» развития ребенка (она есть средство снятия тревожности в одном случае, и средство уменьшения негативных эмоций, связанных с утратой близких, в другом случае)306. В таких ситуациях психическая защита просто необходима.

Как мы уже писали, Зигмундом Фрейдом высказана, а Анной Фрейд развита важная идея, согласно которой идентификация возможна не только с тем человеком, к которому индивид питает положительные чувства, но и с таким, к кому он относится отрицательно (например, если объект вызывает страх). Известно также, что З. Фрейд вообще считал идентификацию всегда амбивалентной и частичной.

Раскрывая положительное содержание этих идей можно сказать, что существуют две главные разновидности этого важного психического механизма роста и развития личности, а именно:

  • положительная идентификация, т. е. такая, которая имеет место с человеком, по отношению к которому субъект имеет преимущественно положительную социальную установку;
  • отрицательная идентификация с объектом отрицательной установки. Идентификация с любимым родителем является примером положительной идентификации, а идентификация с «агрессором» хорошо иллюстрирует второй тип этого механизма. Существуют, конечно, также амбивалентные идентификации, связанные с амбивалентными социальными установками.

Выделение этих типов идентификации позволяет сформулировать новые вопросы, в частности следующие: а) как меняется отношение субъекта А к объекту В после того, как А отрицательно идентифицировал себя с В?; б) какова структура амбивалентной идентификации и как она влияет на психическое развитие личности?

Определения, данные выше разновидностям идентификации, показывают, что психоаналитические представления об этом механизме можно подвергнуть конструктивному обсуждению и частичному пересмотру в свете теории социальных установок. Положительная идентификация имеет место при преобладании положительной установки А к В, отрицательная идентификация - когда установка А к В преимущественно отрицательная. Наконец, если А имеет по отношению к В две противоположные (конфликтующие или диссонирующие) установки или же такие диссонантные когнитивные образования, которые еще не оформились в виде установочных структур, тогда должна возникать амбивалентная идентификация. Мы считаем также, что при интенсивности этого внутреннего конфликта процесс идентификации может и не развиваться в заметной степени.

Мы считаем, что эти идеи вовлекают проблему идентификации в широкую сферу социально-психологических исследований, что обещает новые творческие результаты.

Развитие научных представлений об идентификации необходимо для психологии личности и социальной психологии независимо от того, принимаем ли мы то объяснение ее возникновения (в процессе преодоления Эдипова комплекса), которое предложено фрейдистской школой. К. Хорни, Э. Фромм, а также ряд российских психологов, которых выше мы упомянули, справедливо указывают на то, что по мере все более ясного осознания своей телесной отделенности от матери страх и тревога ребенка будут возникать с необходимостью, по мере его психофизиологического созревания и социализации - во все большей степени. «Снижение этой тревоги, - пишет В. В. Столин, - возможно как за счет внешнего фактора - теплого и заботливого отношения ухаживающих за ребенком взрослых, так и за счет внутреннего фактора - субъективной идентификации с ухаживающими за ребенком взрослыми (или взрослым) - с их уверенностью, «бесстрастием», силой, компетентностью. С этой точки зрения первичной будет идентификация не с «агрессором», т. е. потенциально карающим родителем того же пола, а с наиболее эмоционально теплым и заботливым родителем. Такая гипотеза была высказана в литературе»307. Отметим, однако, что эту первичную идентификацию, возникающую в 1-2-летнем возрасте, обнаружить очень трудно. Можно полагать, что первичная идентификация только позитивная, а вторичная может быть как позитивной, так и негативной.

Обсуждение проблемы негативной идентификации требует выяснения того, как связана негативная идентификация с образованием противоположной реакции или социальной установки. Можно предложить гипотезу, согласно которой негативная идентификация, в частности, идентификация с «агрессором», при устойчивой отрицательной установке к нему приводит к образованию защитного механизма обратной реакции (вместо ненависти - подчеркнутая и выставляемая напоказ «любовь» и т. п. Возникает защитно-адаптивный комплекс, состоящий из механизмов негативной идентификации, реактивного образования противоположной реакции и агрессии, направленной на объект идентификации.

Эта гипотеза, если она подтвердится, позволит значительно углубить теорию адаптации и развития личности в онтогенезе, связывая их с такими областями социальной психологии, как теория социальных установок.

Формирование реактивного образования приводит к появлению у личности ряда неприятных для окружающих людей черт характера, таких, например, как двуличие, крайний иррациональный конформизм и другие. Это показывает, что для предотвращения подобного развития личности следует с раннего детства ликвидировать условия негативной идентификации. Данная проблема, как мы видим, имеет важные выходы в практику педагогической деятельности.

Ключевые слова: Идентификация, Защита
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Разновидности защитной идентификации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Защитные механизмы эго
Абдурахманов Р.А., История психологии
Вытеснение, замещающие образования и симптомообразование
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Идентификация в процессе социального познания
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Понятие психологической защиты
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Идентификация и формирование самосознания
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Механизмы развития и защиты
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Перенос и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Оставить комментарий