Идентификация в процессе социального познания

Социальное сравнение, идентификация и социальное познание. Наши социальные суждения, т. е. мысли о социальных явлениях и процессах, относительны. Когда мы рассуждаем о каких-то социальных явлениях, людях, социальных группах и т. п., то в качестве «начала отчета» или критерия берем каких-то людей. Наблюдения показывают, что обычно в качестве такой основы или начала отчета мы берем мнения тех людей, с которыми у нас имеется положительная идентификация. В качестве такого социального объекта-эталона может выступить как отдельная значительная личность, так и референтная (или эталонная) социальная группа.

Эталонные мнения других людей бывают как обобщенными («Все так говорят», «Все так поступают» и т. п.), так и частными и единичными. (Например, «М., как крупный специалист, утверждает это, и я с ним согласен»). Особенно часто мы берем в расчет экспертные оценки.

Отсюда ясно, что на стыке по крайней мере двух теорий - теории социального сравнения (Л. Фестингер) и теории идентификации (З. Фрейд и др.) можно выдвинуть целый ряд новых проблем когнитивной социальной психологии и психологии личности, а также теории социализации.

В частности, можно вновь и уже на новом уровне исследовать конформизм, имея в виду то обстоятельство, что положительная идентификация является одной из основ этого широко распространенного явления. Следовательно, в основе нонконформизма во многих случаях лежит отрицательная идентификация или антиидентификация, психо-логика которой, как мы уже знаем, в общей форме можно выразить в следующих словах: «Нельзя быть таким, как М.», или «Как можно принимать во внимание точку зрения такого человека, как М.?».

Поскольку никто не может быть специалистом во всех областях знаний, то социальное сравнение с экспертами и учет их мнений - явления неизбежные. Сюда вкрадываются процессы положительной и отрицательной идентификации.

Идентификация и понимание

А. Что такое социальное понимание? - Понимание - одно из самых сложных психических явлений. Здесь мы не будем подробно обсуждать эту проблему, а ограничимся только, исходя из задач настоящей книги, примем следующее общее определение этого явления: индивид А понимает какое-то явление Ф в том случае, когда раскрывает его существенные свойства и причины возникновения.

Понимание социальных объектов имеет свою специфику. Социальными объектами являются индивиды, социальные и этнические группы. Все эти социальные объекты активны, т. е. у них имеется поведение, наблюдаемые поступки и результаты такой активности. Поэтому понимать человека значит не только знать его существенные свойства и способности, но также мотивы и цели поведения. Известно, что в подобных процессах социального познания значительную роль играют различные виды атрибуции, и в первую очередь каузальные (причинные). (Подробное рассмотрение этих проблем см. в нашей монографии «Атрибуция, диссонанс, социальное познание». Играет роль также эмпатия.

Нетрудно догадаться, что в процессе социального познания и понимания социальных объектов определенную роль играет также идентификация. Но это общее утверждение следует проверить и конкретизировать эмпирическими методами.

С этой точки зрения представляет интерес одно исследование ленинградских психологов О. В. Аллахвердиева и Т. М. Трапезникова, которые решили выяснить, от чего зависит степень адекватности понимания другого человека и степень идентификации. Они получили интересные результаты: оказалось, что во взаимно выбирающих парах адекватность понимания мужчины мужчиной больше, чем женщиной женщины. В смешанных парах женщины воспринимают и понимают мужчину полнее и точнее, чем мужчина женщину.

При взаимном же отвергании все обстоит наоборот: женщина понимает женщину лучше, чем мужчина мужчину, а в парах из представителей разного пола по адекватности понимания женщина уступает мужчине.

В отношении идентификации имеет место обратное: взаимно выбирающие представители мужского пола хотя и больше понимают друг друга, но менее идентифицируют себя в паре (как женщина по отношению к мужчине). А в парах женщина - женщина и мужчина -женщина первый партнер хотя и меньше (хуже) понимает второго, тем не менее, отличается более высокой степенью идентификации (меньше понимая своего напарника, больше к нему тяготеет эмоционально).

Авторы приходят к выводу, что адекватность понимания и идентификация, создающая высокую степень интегрированности пар как социальная группа, находятся в обратно пропорциональной зависимости.

(Эти и подобного рода другие результаты еще требуют тщательного анализа. В частности, следует выяснить, каким образом измеряли исследователи степень понимания и идентификации, какими методиками пользовались).

Ключевые слова: Идентификация, Познание
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Рациональное познание
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Основные уровни и формы научного познания
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Положительная и отрицательная идентификация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Развитие познавательных процессов у подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Познавательная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Основные функции идентификации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Человек как объект познания
Бодалев А.А., Личность и общение
Оставить комментарий