Разновидности защитной идентификации

Защитная идентификация имеет ряд разновидностей, каждая из которых должна стать предметом отдельного исследования. Вот эти разновидности:

  1. идентификация с любимым объектом: в этом случае личность моделирует себя согласно качествам любимого человека, что ослабляет тревогу разлуки и напряжение, возникающее ан основе враждебности (если чувства амбивалентны).
  2. Идентификация с потерянным объектом. Эта разновидность фактически совпадает с интроекцией. Личность берет себе характеристики потерянного объекта и ослабляет свое чувство сожаления.
  3. Идентификация с агрессором: после такой успешной идентификации создается впечатление, будто агрессивность исходит от самой идентифицируемой личности.
  4. Идентификация из-за чувства вины. Эта разновидность также имеет сходства с интроекцией. Это самонаказывающая идентификация, которая возникает на основе враждебности и амбивалентного отношения к любимому объекту. Примерами, свидетельствующими о существовании такой идентификации, являются компульсивные реакции, когда пациент не только наказывает себя, но и злорадствует по этому случаю.

Идентификация с потерянным объектом

В настоящем параграфе речь пойдет главным образом об идентификации с умершими близкими людьми.

Смерть родителей и других близких людей - это один из самых тяжелых экзистенциальных фрустраторов в жизни большинства людей. Для того, чтобы после такой потери продолжать жить более или менее нормальной жизнью, необходимо иметь соответствующие ресурсы и механизмы психологической самозащиты. Одним из таких механизмов является идентификация с покойниками, с объектами любви, которых человек лишился.

Мы видели, что сущность психической идентификации состоит в сознательном и( или) подсознательном стремлении субъекта быть таким, как объект; мыслить, чувствовать и действовать, как он, иметь его силу, авторитет и влияние. Мы знаем, что данное явление отчетливо наблюдается во взаимоотношениях детей и родителей. Кроме того, как показали психоаналитические исследования, одним из самых эффективных способов освобождения от Эдипова комплекса является идентификация с родителями, присвоение (интроецирование) их интересов, установок, личностных черт и характерных форм поведения. Подобная идентификация участвует в формировании Я-концепции ребенка, его Сверх-Я, высших блоков самосознания.

Идентификация ребенка с родителем, согласно психоанализу, является также частным случаем явления идентификации с агрессором. Идентифицируясь с более сильным агрессором, ребенок как бы приобретает его силу и начинает чувствовать себя в безопасности. Общеизвестны те примеры идентификации с агрессором, которые приводит Анна Фрейд:

  • ребенок боится своего учителя и подсознательно подражает выражению его лица, уподобляется ему;
  • маленькая девочка боится темноты, думая что в темной комнате появляются призраки, но находит выход (защитное средство): она советует братишке вообразить себе, что сам являешься признаком. И тогда страх действительно смягчается.

Однако параллельно с механизмом идентификации с агрессором (и в процессе преодоления комплекса Эдипа) имеет место идентификация с «потерянным объектом». В данном случае таковым является родитель противоположного пола. В процессе преодоления Эдипова комплекса ребенок отказывается от родителя противоположного пола, однако некоторая степень идентификации с ним смягчает фрустрацию, возникшую от такой потери, поскольку сохраняет некоторые его идеалы. Именно данный механизм психологической идентификации с родителем противоположного пола закрепляется в психике личности в качестве защитного механизма. Она начинает действовать в случае потери родителя. Это защита против той экзистенциальной фрустрации, которая возникает при потере близкого человека.

При обсуждении данного вопроса мы уже вторгаемся в область психологической танатологии. Одним из разделов этой науки должна стать психология самозащиты личности перед лицом смерти других людей, а также в ожидании собственной неминуемой смерти. Как мы видим, учет теории психологической идентификации совершенно необходим для развития этой области науки.

Особый интерес представляет случай действительной потери близкого человека в результате его смерти. Какие особенности имеет идентификация с покойником, и к каким последствиям она приводит? Для того, чтобы смягчить горе от потери любимого человека, люди идентифицируются с ним. Данный вопрос обычно обсуждается в литературе в связи с психоаналитической теорией траура (mourning).

Эта идея позволяет выделить еще три разновидности идентификации, о существовании которых мы фактически уже говорили, когда давали общую психоаналитическую характеристику этого явления. Речь идет о следующих разновидностях:

  1. идентификация с таким объектом, которым человек реально обладает;
  2. идентификация с таким объектом, которым человек хотел бы обладать;
  3. идентификация с таким объектом, которого человек лишился.

Последняя разновидность идентификации вступает в действие в ходе и после переживания фрустрации. Причем и здесь возможны различные случаи, например следующие:

  • индивид А имел идентификацию с В еще до того, как потерять его, когда обладал им;
  • индивид А до потери В не имел более или менее заметной идентификации с В; процесс идентификации по-настоящему у него начался после потери объекта В.

Еще одна проблема возникает в связи с этими дифференциацями, а именно: каким образом идентификация с объектом, которым обладаешь, преобразуется в такую разновидность идентификации, которая имеет место после потери объекта? Что меняет потеря объекта В индивидом А в его идентификации с этим объектом?

Отметим также, что поскольку смерть близкого человека, неудачная любовь и ожидание собственной неминуемой смерти являются глубокими экзистенциальными фрустраторами, то против них можно защищаться только с помощью защитных комплексов. Поэтому идентификация в отдельности недостаточна. Следует выяснить, в состав каких защитных комплексов она обычно входит. Следует иметь в виду, что многим так и не удается организовать достаточно эффективную психическую защиту от таких фрустраций, и они приобретают неврозы или психозы, т. е. патологические адаптивные комплексы . Почему так происходит, что такое сила «Я», как это связано с возрастом, с перспективами, притязаниями, возможностью иными средствами осмыслить свою жизнь и т. п.? Перед нами комплекс проблем, которые предстоит исследовать средствами современной научной психологии

Ключевые слова: Идентификация, Защита
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Психозащитные функции идентификации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Психологические механизмы защиты
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Механизмы психологической защиты по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Защитные механизмы
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Психологическая защита
Карпов А.В., Общая психология
Психологическая защита личности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Защитные механизмы эго
Абдурахманов Р.А., История психологии
Понятие психологической защиты
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Оставить комментарий