Психология как самостоятельная наука

К 70-м годам XIX века наукой был накоплен серьёзный объём знаний, достаточный для возникновения экспериментальной психологии, что способствовало выделению психологии в самостоятельную отрасль научного знания. Возникновение экспериментальной психологии традиционно связано с деятельностью В. Вундта, по образцу и подобию лаборатории которого во многих странах разными учеными открывались экспериментальные психологические лаборатории и кабинеты.

Вундт Вильгельм (1832-1920), немецкий учёный, основоположник экспериментальной психологии. Окончил медицинский факультет университета Тюбингена.

В 1863 году В. Вундт публикует книгу «Лекции о душе человека и животных», на страницах которой им была выдвинута идея создания экспериментальной психологии, а уже в 1879 году В. Вундт создает в г. Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию.

В 1881 году психологическая лаборатория была преобразована в Институт экспериментальной психологии, ставший учебным центром, где можно было получить психологическое образование. В Институте экспериментальной психологии прошли обучение или стажировку такие известные учёные, как: С. Холл, Х. Мюнстерберг, Э. Титченер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и др.

По мнению В. Вундта, психология является наукой о непосредственном опыте сознания. В. Вундтом был сформулирован ряд задач, которые было необходимо решать психологии. Во-первых, с помощью анализа выделить исходные элементы; во-вторых, установить сущность связи между исходными элементами; в-третьих, выявить законы, лежащие в основе этой связи.

В качестве основного метода, с помощью которого можно было исследовать исходные элементы сознания, В. Вундт предложил использовать метод интроспекции (самонаблюдения), в ходе которого испытуемый должен уметь сконцентрироваться на процессе опыта и не отвлекаться на внешние воздействия. В процессе опыта В. Вундт получал информацию о текущем опыте синхронно с испытуемым.

В. Вундт полагал, что наиболее важную роль в структуре сознания выполняет воля, являющаяся абсолютной силой бытия.

Широкую известность в научном сообществе получили результаты экспериментальной работы В. Вундта и его коллег, посвящённые исследованию восприятия, в ходе которых были изучены эффекты восприятия цвета, бинокулярного и монокулярного зрения, уточнена сущность зрительной адаптации и светового контраста, установлена продолжительность ощущений и т.д.

Волюнтаристские взгляды В. Вундта и активное использование метода интроспекции вызвали массу критических выпадов со стороны психологов. Под напором критических замечаний в свой адрес В. Вундт оставил эксперимент и занялся исследованием культурно-исторических феноменов, опубликовав в 1900 - 1920 годах десятитомный труд «Психология народов».

Эббингауз Герман (1850-1909), немецкий психолог. Получил историко-филологическое и философское образование в университетах Галле и Берлина. Занимался преподавательской деятельностью в университетах Галле, Берлина, Бреслау. В 1890 году Г. Эббингауз организовывает первый немецкий психологический журнал - «Журнал психологии и физиологии органов чувств».

Г. Эббингауз получил широкую известность благодаря своим экспериментальным исследованиям памяти, осуществляемым с помощью объективных методов исследования. Итогом этой работы стала монография «О памяти», опубликованная в 1885 году.

Новаторство экспериментов Г. Эббингауза заключалось в использовании псевдоречевых стимулов («бессмысленных слогов») - нового вида стимулов, ранее не использовавшихся. Каждый слог состоял из двух согласных и одной гласной (например, ках, роп и т.д.) Использование псевдоречевых стимулов позволило Г. Эббингаузу существенно повысить продуктивность процедуры исследования, так как однородные стимулы с легкостью уравнивают всех испытуемых, и их количества вполне достаточно для проведения серии экспериментов.

Г. Эббингауз установил, что существует «кривая забывания», вычертив которую, он продемонстрировал, что 40 - 60% материала забывается в течение первых минут после заучивания, гораздо меньше забывается в ближайшее время после заучивания и еще меньше забывается в ближайшие после эксперимента дни.

Г. Эббингауз выявил «эффект края», под которым подразумевал, что запоминание элементов, находящихся в начале и в конце стимульного ряда, происходит быстрее, чем запоминание элементов, находившиеся в середине стимульного ряда.

В результате экспериментальных исследований Г. Эббин-гаузом было установлено, что трудность заучивания пропорциональна объему (длине стимульного ряда), а с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.

Кюльпе Освальд (1862-1915), немецкий психолог, основоположник Вюрцбургской психологической школы. Образование получил в университетах Берлина, Геттингена и Лейпцига. Работал ассистентом у В. Вундта. В 1886 году в Вюрцбургском университете О. Кюльпе создаёт экспериментальную лабораторию, где начинает исследовать мышление, тем самым вступив в противоречие с позицией В. Вундта, считавшего, что мышление не доступно экспериментальному изучению.

О. Кюльпе был создан метод ретроспективной интроспекции, его суть состояла в том, что испытуемый, решая конкретную задачу, давал ретроспективный отчет (т.е. после завершения опыта) о своем решении.

О. Кюльпе установил, что огромную роль в психической жизни наряду с сенсорным материалом играют элементы, не являющиеся ощущениями и связанные с его умственными актами.

О. Кюльпе удалось создать творческую атмосферу в научном коллективе, сплотив вокруг себя молодых, талантливых учёных, разделяющих его взгляды: Н. Ах, К. Бюллер, Л. Майер, К. Марбе, Л. Мессер, И. Орт, Г. Уатт.

Так, К. Марбе было установлено, что процесс формирования суждения имеет «безобразную» природу, что является результатом работы с образами.

Итогом экспериментов Л. Мессера стало выявление предметного мышления — мышления, сфокусированного на предмете.

К. Бюллер, используя незавершенные предложения, установил, что процесс мышления свободен от речи, ибо одна мысль может быть выражена с помощью разных слов, а различные мысли могут быть описаны с помощью одного и того же набора слов.

Вюрцбургская школа просуществовала до 1909 года и прекратила своё существование после переезда О. Кюльпе из Вюрцбурга, однако, благодаря деятельности О. Кюльпе и его учеников, была создана база для дальнейшего развития экспериментальной психологии мышления.

Гальтон Френсис (1822-1911), английский психолог и антрополог. Получил медицинское образование в Кембриджском университете.

В 1869 году Ф. Гальтон публикует книгу «Наследственный гений», в которой под влиянием идей Ч. Дарвина рассмотрел проблему наследования одарённости. Ф. Гальтон полагал, что психологические особенности передаются по наследству от родителей к детям и могут быть рассмотрены только через призму учения о наследственности Ч. Дарвина. Ф. Гальтон считал, что воспитание и социальная среда оказывают гораздо меньшее влияние на становление человека, абсолютизируя роль наследственности в формировании психологических особенностей.

Ф. Гальтон стал разработчиком своего рода социального проекта под названием евгеника, в рамках которого он предлагал путём целенаправленной организации браков между одарёнными мужчинами и женщинами добиться улучшения умственных способностей их потомков.

В 1884 году на международной выставке в Лондоне Ф. Гальтон организовал специальную антропометрическую лабораторию, в которой побывало более 9 тысяч человек, у которых проводились наряду с собственно антропометрическими измерениями роста и веса измерения некоторых видов чувствительности, времени реакции и т.д.

Для оценки уровня одарённости Ф. Гальтоном был разработан метод тестов (от англ. test — испытание), с помощью которых производилось измерение умственных способностей. Ф. Гальтон активно внедрял в практику использование методов математической статистики.

Бине Альфред (1857-1911), французский психолог, один из основоположников тестологии. Получив юридическое образование в юридическом лицее Парижа, занимался затем неврологией и патопсихологией. Свою профессиональную деятельность А. Бине начал под руководством Ж.-М. Шарко в 1882 году в клинике Сальпетриер, разрабатывая проблему гипноза.

В 1894 году А. Бине возглавил психологическую лабораторию в Сорбонне. В 1899 по инициативе А. Бине была открыта лаборатория экспериментальной педагогики, в которой успешно проводились исследования мышления людей с выдающимися способностями.

В 1904 году А. Бине становится руководителем комиссии по работе с детьми, имеющими трудности в обучении. Для корректной оценки состояния детей Альфред Бине совместно с Теодором Симоном разрабатывают первую шкалу интеллекта, позднее получившую название «теста Бине-Симона». По мнению А. Бине, причины индивидуальных интеллектуальных особенностей кроются в реализации высших психических процессов.

Первая шкала интеллекта состояла из нескольких десятков заданий, располагающихся в порядке возрастания их сложности. Для каждого задания испытуемому предлагались варианты хороших, средних и плохих ответов. Впоследствии шкала интеллекта несколько раз дорабатывалась, получив распространение в качестве эффективного диагностического средства.

Холл Стенли (1844-1924), американский психолог, один из основоположников педологии. Получив духовное образование, С. Холл проходит обучение у В. Вундта. По возвращении в США С. Холл занимался преподавательской деятельностью. В 1883 году на базе университета Дж. Хопкинса С. Холлом была открыта первая в США психологическая лаборатория. В 1887 году С. Холл выступил инициатором издания «Американского психологического журнала», ставшего первым периодическим изданием в области психологии в США.

Будучи сторонником идеи педоцентризма, С. Холл считал необходимым рассмотрение ребёнка в качестве объекта изучения не отдельных сегментов различных отраслей научного знания, призывая исследовать ребёнка в рамках единой педологической науки.

С. Холл является автором теории рекапитуляции, в соответствии с которой онтогенетическое развитие дублирует филогенетическое развитие. Другими словами, в своём психическом развитии ребёнок должен пройти все этапы развития рода человеческого и миновать ту или иную стадию своего развития он не может. С. Холл полагал, что механизмом, с помощью которого ребёнок осуществляет корректный переход от одной стадии к другой, является механизм игры.

Источник: 
Константинов В.В., История психологии
Темы: