Психологическая готовность как фактор деятельности

Роль фактора психологической готовности в человеческой-деятельности. В числе структурных составляющих психической деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе в свернутом виде, подобно сильно сжатой пружине, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.

Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения. Естественно поэтому, что феномен психологической готовности к действию и деятельности человека всегда привлекал к себе внимание в тех случаях, когда речь шла об использовании его сил и возможностей в необычных, экстремальных условиях.

В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности в экстремальных условиях сложилась и практика формирования специальной, в том числе и психологической, готовности специалиста. Такова практика подготовки к деятельности спортсмена, военного летчика, летчика-испытателя, полярника или космонавта. Она обязательно предполагает как определенную программу формирования психологической готовности к предстоящей деятельности, так в ряде случаев и оценку уровня достигнутого результата.

Очевидно, однако, что проблема психологической готовности не исчерпывается специфической профессиональной деятельностью в экстремальных условиях. Не менее актуальна она в любой профессиональной деятельности. Отсюда значимость психологического обеспечения профессионального отбора и готовности кадров.

А если посмотреть шире, то очевидна необходимость психологической готовности человека к жизнедеятельности в целом. Неоспоримо, например, ее значение при выборе не только профессии, но и спутника жизни. Исследования да и жизненный опыт показывают безусловную значимость психологической готовности или неготовности к браку в качестве фактора его успешности и стабильности.

Психологическая готовность как пусковой механизм деятельности.
Как фактор человеческой деятельности, феномен психологической готовности определяет многое не только в финале (саму эффективность), но уже и в ее начале. Любая деятельность начинается с психологической готовности человека ее начать. Не отсюда ли известное утверждение, гласящее о том, что "главное — начать"?

Значимость психологической готовности к началу деятельности определяется прежде всего трудностью преодоления психологического барьера на ее старте. За последним (т. е. барьером) всегда стоят сомнения и колебания, связанные с переживаниями сложностей предстоящего действия, сказывается здесь и фактор уверенности или неуверенности в своих силах, в удачном или неудачном выборе времени действия и т. д.

Таким образом, психологическая готовность обеспечивает динамичное включение человека в деятельность, равно как и последующую надежность и эффективность всей ее стратегии. Существенно и то, что психологическая готовность является универсальной предпосылкой эффективности не только любой деятельности, но и других характеристик психической жизнедеятельности человека — его общения и отношений с другими людьми, адекватности его отношения к самому себе и т. д.

Вместе с тем как в общей, так и в социальной психологии феномен готовности к деятельности (если не считать наших работ) не стал предметом того внимания, которого он заслуживает [1]—[3].

Источник: 
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Материалы по теме
Психология деятельности
Гуревич П.С., Психология
Темперамент и индивидуальные стили деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Продуктивные виды деятельности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Игра как вид деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация и деятельность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Ведущая деятельность младшего школьника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Уровни анализа трудовой деятельности
Пряжников Н.С., Психология труда
Действие как единица деятельности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий