Трудовая деятельность младших школьников

Учебная деятельность связана с трудовой деятельностью. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на их психическое и личностное развитие, на процесс усвоения знаний. Как известно, одной из основных проблем при усвоении знаний в школе является их некоторая оторванность от жизни. При этом ребенок усваивает определенные знания, знает формулировки и определения, может проиллюстрировать их на примере, но эти знания не может применить на практике. Проявление этой проблемы существенно снижается при включении детей в трудовую деятельность в рамках учебного процесса. Задачей школьного обучения является не только передача детям определенного количества знаний, но и формирование определенных нравственных качеств, воспитание различных сторон личности в процессе учебной деятельности. Благоприятные условия для этого создаются в трудовой деятельности, поскольку ее общественный результат выступает в реальной предметной, вещественной форме, и в трудовой деятельности более отчетливо осознается необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенной цели.

Для младшего школьного возраста характерны следующие формы трудовой деятельности:

  • самообслуживание (труд по обслуживанию самого себя – прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры, одевание и раздевание);
  • хозяйственно-бытовой труд (труд по уборке помещения, мытье, стирка и др., что может иметь направленность на самообслуживание и иметь общественную направленность);
  • труд в природе (уход за деревьями, растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др.);
  • ручной и художественный труд (изготовление различных поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева и др.).

К самообслуживающему труду дети приучаются уже с дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте продолжается закрепление навыков и развитие привычек самообслуживания, что создает благоприятную основу для формирования уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни общества, готовности к длительному физическому напряжению. Формирование навыков самообслуживающего труда происходит эффективнее при наличии условий непосредственного переживания ребенком своих обязанностей по самообслуживанию.

Практический пример. Для формирования привычек самообслуживающего труда у младших школьников в домашних условиях требование быть чистым и опрятным необходимо сочетать с созданием условий, когда ребенок вынужден самостоятельно (в соответствии со своими возможностями) привести в порядок свой гардероб и другие вещи.

В школьной обстановке целесообразно систематически давать детям поручения, имеющие определенный смысл для всего классного коллектива (протереть парты, полить цветы и т. д.) и для выполнения которых необходимо преодолевать свои индивидуальные желания и ситуативные интересы. Большое развивающее значение имеют те виды школьного самообслуживания, при выполнении которых младшие школьники включаются в совместную коллективную деятельность. Они учатся согласованию своих действий с действиями других, товарищеской поддержке и взаимопомощи, начинают осознанно относиться к общим задачам школьного коллектива, сознавать свою личную ответственность за своевременное и качественное выполнение порученной работы. Требовательность к детям, привлекаемым к выполнению трудовых поручений, и четкая, планомерная его организация являются важными условиями формирования у младших школьников привычки участвовать в коллективной трудовой деятельности, стремления внести в нее посильный вклад без непосредственных внешних напоминаний, что является основой для воспитания трудолюбия как качества личности, проявляющегося в усвоении знаний о труде и ценностном осмыслении полученной информации, характеризующегося осведомленностью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

Своеобразной формой развития самостоятельности у школьников являются дежурства, в процессе которых определена система требований, предъявляемая учащимися друг к другу. Эти требования устанавливают нормы взаимоотношений младших школьников, взаимодействия отдельных групп и классов. Строгое соблюдение установленных норм коллективной жизни способствует их естественному и интенсивному усвоению.

С.В. Питенко отмечает, что трудолюбие является основным интегративным качеством личности младших школьников, предопределенным мерой ответственности младших школьников за свой труд, степенью развития активности, самостоятельности, творчества, старательности и аккуратности учащихся в труде. Общую структуру формирования трудолюбия у младших школьников автор определила следующим образом: обогащение и коррекция нравственных представлений учащихся о труде, способствующих упорядоченности знаний о ценности труда; формирование нравственных понятий о трудолюбии при освоении детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро» и «зло», раскрывающих ценностную основу трудолюбия; усвоение младшими школьниками моральных норм поведения в процессе ценностно-ориентированной деятельности. Критерии сформированности трудолюбия у младших школьников представлены в табл. 1.3.

В младшем школьном возрасте ребенок постепенно осознает нравственную пользу любого вида труда и при этом осваивает позицию субъекта трудовой деятельности. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований предпосылок: развитие психологических качеств личности, предопределяющих психическую готовность младших школьников к труду, расширение физических возможностей осуществления разнообразной трудовой деятельности, включение в систему ответственных взаимоотношений.

Характеристика уровней сформированности трудолюбия у младших школьников

Компоненты и критерии трудолюбия: Когнитивный :  знания о труде

  • Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия:  Знание последовательности трудовых операций, рациональных приемов работы; стремление к пополнению знаний о труде
  • Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия:  Наличие представлений об основных приемах работы; стремление овладевать знаниями в отдельных видах деятельности
  • Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия:  Поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями

Компоненты и критерии трудолюбия: Мотивационно-ценностный :  отношение к труду как ценности

  • Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия:  Положительная мотивация к труду; потребность к участию в различных видах труда; ориентация на получение новых способов действия в труде
  • Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия:  Понимание роли труда для человека; участие в работе при соответствующей мотивации; проявление желания участвовать в знакомых видах труда
  • Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия:  Неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение

Компоненты и критерии трудолюбия: Эмоционально-потребностный :  эмоционально-положительное отношение к разным видам труда

  • Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия:  Проявление положительных эмоций от процесса и результата труда; проявление ответственного отношения к порученному делу; стремление выполнять задания повышенной сложности
  • Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия:  Проявление положительных эмоций в отдельных случаях; готовность проявлять заботу о других эпизодична; проявление ответственности к порученному делу зависит от обстоятельств
  • Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия:  Преобладание отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с трудом; выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда

Компоненты и критерии трудолюбия: Деятельностно-преобразующий :  трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде

  • Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия:  Способность к самостоятельному преодолению трудностей; проявление творчества, старательности и аккуратности в труде; обладание трудовыми умениями и навыками, проявление активности и инициативы в коллективном труде; бережное отношение к орудиям и продуктам труда
  • Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия:  Способность к работе в течение ограниченного отрезка времени; преодоление трудностей при поддержке взрослого; эпизодическое проявление старательности и аккуратности в труде; проявление неорганизованности, безынициативности в коллективном труде; отношение к орудиям и продуктам труда зависит от настроения
  • Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия:  Способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора работы коллектива

Компоненты и критерии трудолюбия: Контрольно-оценочный:  умение осуществлять контроль и оценку труда

  • Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия:  Умение самостоятельно проводить контроль и оценку процесса и результата труда; стремление достигать положительных высоких результатов в труде
  • Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия:  Умение проводить контроль и оценку своего труда под контролем взрослого; внесение изменений в продукт труда в некоторых случаях; достижение положительных результатов в труде
  • Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия:  Несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда; удовлетворение результатами работы, выполненной на низком уровне

Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку, инициативу и творчество при разрезании материала и ловкость при его склеивании, где при выполнении задания одни действия сменяются другими. Глубокое удовлетворение и положительные эмоциональные состояния вызывает у младших школьников изготовление своими руками нужных и полезных предметов (елочные украшения, открытки, различные декоративные поделки и др.).

Все это способствует формированию трудолюбия и ответственности за выполненную работу. Изготовление ручных поделок способствует развитию дифференцированных и координированных движений, мелкой моторики, формированию контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и на основе зрительного анализатора.

Трудовая деятельность оказывает еще один существенный психологический эффект, заключающийся в формировании умения планировать предстоящую деятельность, определять пути и средства ее реализации. Данные умения развиваются и в других видах деятельности, но в рамках трудовой деятельности при целенаправленном изготовлении определенного предмета младший школьник действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований и правил. Если пропустить какое-либо трудовое действие или операцию, использовать не то средство, то это сразу скажется на результате работы. Поэтому на занятиях по труду у младших школьников интенсивно развивается умение заранее планировать последовательность своих действий и предусматривать необходимые для их осуществления инструменты и орудия. При выполнении определенных трудовых действий ребенок включается в реальный процесс созидания, т. е. создания материальных ценностей, приносит этим пользу, учится беречь и охранять все, что создано людьми. В результате решается одна из актуальных задач начальной школы – трудовое воспитание детей, воспитание у детей бережного отношения к общественным ценностям, школьному имуществу, оборудованию, личным вещам.

В процессе трудовой деятельности младшие школьники овладевают новыми знаниями, у них совершенствуются познавательные интересы, восприятие, внимание, мышление и творческие способности. В процессе выполнения определенных трудовых действий возможно расширять и углублять знания учащихся по труду, природоведению и другим школьным предметам. Высокая подвижность, двигательная активность, готовность к действию, характерные для младших школьников, требуют разнообразных видов трудовой деятельности, использования разнообразных форм и методов. Разнообразные формы и методы (экскурсии, встречи, кружковые занятия) способствуют эффективному решению данных задач. Формирование нравственного отношения к труду наиболее эффективно протекает у младших школьников в процессе выполнения интересной (творческая продуктивная деятельность) коллективной работы; деятельности, характеризующейся новизной и повышенным уровнем сложности (проектная деятельность). В ходе различных форм взаимодействия учащихся начальных классов с другими людьми, ближайшим природным и социальным окружением создаются ситуации для проявления ответственности, активности, творчества и самостоятельности. Освоению нравственных трудовых отношений способствуют этические беседы, экскурсии, общественно полезный труд, проектная и коллективная творческая деятельность. С целью пополнения и закрепления знаний учеников используются ролевые игры, подготовка докладов и выступлений на конференции, компьютерные технологии. Участие младших школьников в школьных и городских выставках детского творчества, работа по осуществлению проекта, мастер-классы позволяют закрепить полученные практические умения и навыки. Фоторепортажи с мест событий, оформление школьных газет, переписка с друзьями из другой школы, общение и беседы с людьми различных профессий способствуют осознанию младшими школьниками ценности собственного труда.

В разнообразных видах труда, на практических занятиях совершенствуются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение для детей – способствует повышению интереса к трудовой деятельности, появлению уверенности в своих возможностях и способностях, желанию самостоятельно овладевать трудовыми умениями и навыками. В процессе формирования трудовых умений и навыков создаются условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к выбранным занятиям, для развития задатков к определенным видам труда. Развитие склонностей у детей младшего школьного возраста способствует формированию устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем оказывает большое влияние на процесс личностного и профессионального самоопределения.

Трудовая деятельность позволяет решать определенные задачи эстетического воспитания. Осуществление этой задачи происходит в процессе отбора разнообразного и богатого в эстетическом отношении содержания труда, форм и методов занятий, развивающих эстетические чувства, активизирующих творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту и гармонию в свой труд.

Большинство детей этого возраста с желанием включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания часто бывают ситуативными, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой эмоциональных состояний и настроения. У младших школьников преобладает интерес к конкретному, они эмоциональны, активны, впечатлительны, непосредственны. Они с готовностью берутся за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания может не соответствовать их реальным возможностям. Поэтому к занятиям младшие школьники могут охладевать, не доводить начатую работу до конца, переключаться с одного занятия на другое. Поэтому необходимо постоянно обновлять содержание, формы, методы занятий, учитывать дозировку рабочего времени, стимулировать и поддерживать активность и готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к трудовой деятельности. Поскольку большинство младших школьников эмоционально восприимчивы, их достаточно легко увлечь работой, без особых затруднений переключить на полезное занятие, вызвать позитивный эмоциональный настрой.

Путь к сознанию ребенка проходит через его эмоции переживания, эмоциональное состояние. Если выполнение работы, определенных трудовых обязанностей вызывает положительные эмоции, радость, приносит удовольствие и удовлетворение, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в трудовой деятельности, чтобы вновь и вновь испытывать позитивные эмоциональные переживания. Таким образом проявляется активность и инициативность детей, желание сделать работу лучше. При организации трудовой деятельности необходимо обеспечивать, чтобы каждая работа и каждое занятие детей были увлекательными, интересными, полезными и эффективными. Это требует использования разнообразного и яркого в художественном отношении материала для работы: рассказов, стихотворений, сказок, инсценировок, картин, конкретных примеров ответственного отношения к труду взрослых и сверстников.

Значительную роль в совершенствовании трудовых действий детей играет склонность младших школьников к подражанию. Важные условия формирования интереса к труду у ребенка и добросовестного отношения к трудовой деятельности – обстановка ответственного отношения к труду со стороны взрослых, наличие традиций доброго отношения к труду, конкретных живых примеров.

Практический пример. Наташа М. 8 лет, делает уроки. Выполняет задание по природоведению, одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда девочка перестает писать, смотрит телевизор. Вокруг нее на столе разбросаны книги, тетради, фломастеры. В той же комнате мать Наташи работает на компьютере. Возле нее ножницы, нитки, журналы, косметика, тарелка с печеньем, чашка с чаем.

Большую роль в совершенствовании трудовой деятельности младших школьников играет семейное воспитание. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда взрослых и детей и формирования нравственных качеств.

В основе совершенствования содержания методики семейного воспитания лежит повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая включает: понимание и осознание ответственности за воспитание детей, практические умения организации жизни и деятельности в семье (привлечение детей к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования и др.), осуществления воспитательной деятельности, продуктивную связь со школой.

Возможности семейного воспитания в приобщении детей к трудовой деятельности:

  • приобщение ребенка к труду через самообслуживание; постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;
  • постепенное расширение круга трудовых обязанностей, увеличение их сложности;
  • тактичный и систематический контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • организация обучения выполнению трудовых действий и операций;
  • формирование у ребенка уверенности в важности выполнения трудового поручения;
  • учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • поощрение добросовестного самостоятельного выполнения поручений, проявления инициативы;
  • чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Трудовая деятельность младших школьников более эффективна и содержательна при наличии следующих факторов:

  • отбор такого содержания, которое отражало бы новые перспективы и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели;
  • насыщение труда познавательным и творческим содержанием;
  • постановка творческих и достаточно трудных задач, развивающих у детей пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха;
  • использование таких трудовых задач, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умения пользоваться инструментом, приспособлениями;
  • единство целей, требований в совместной работе школы и семьи (систематическое включение учащихся в различные виды труда; оказание необходимой помощи в труде, создание условий для приобретения необходимых для выполнения работы трудовых умений и навыков; четкое определение обязанностей в труде и указание возможных путей проявления инициативы, творчества; повышение ответственности учащихся за результаты труда).

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. По мере расширения возможностей детей в трудовой деятельности и накопления трудового и социального опыта происходит обретение чувства умелости и компетентности. Все сформированные трудовые навыки младшего школьника, связанные с эмоциональными переживаниями целесообразности потраченных усилий, включаются в его психологическое пространство как устойчивые, организующие его элементы.

Источник: 
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Материалы по теме
Продуктивные виды деятельности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Ведущая деятельность младшего школьника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Уровни анализа трудовой деятельности
Пряжников Н.С., Психология труда
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Психологическая структура профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Профессионально важные свойства в деятельности человека
...
Классификация функциональных состояний
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Оставить комментарий