Психика и особенности строения мозга

Целостность души (психики) и тела (сомы) — главная сущностная черта человека. Функционирование тела, мозга является основой для функционирования психики, с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека. (В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот, здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различные субстанции, и их отождествлять нельзя.

Дихотомия (бипеляризация), тело-психика дополняется третьей диалектической составляющей: социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе. Существование и развитие тела и духа человека невозможно без общения и взаимодействия людей, обмена мыслями и чув-ствами. Существование человека и формирование человеческой психики невозможно без социального фактора. Помимо индивидуального существования духа в каждом конкретном человеке он воплощен в человеческой культуре: религии, искусстве, науке, философии.

Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека н его темперамента (темперамент связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).

Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Второй важной функцией нервной системы (без которой теряет смысл и ее первая функция) является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью практические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

Нервная система человека включает ЦНС и вегетативную нервную систему (симпатическую и парасимпатическую, которые могут иметь разную степень активации у человека, обуславливая различие в физиологических и поведенческих процессах). Некоторые люди в напряженных ситуациях невольно краснеют, у них на лице написаны их переживания, они потеют, могут растеряться (у них преобладает активность парасимпатической нервной системы, которая в нервных окончаниях выделяет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина дыхания, т. е. организм мобилизуется не столько для активных физических действий, сколько «расслабляется», охраняет, пытается «восстановить» ресурсы). Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, они внешне более выдержанны, но более активно действуют, у них преобладает активность симпатической нервной системы, выделяется адреналин при стрессах, происходит усиление сердечных сокращений, учащение дыхания, повышение энергетической и кислородной обеспеченности организма, что мобилизует организм для активной физической деятельности (но интеллектуальная деятельность может быть несколько сумбурной, могут приниматься поспешные решения). Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности психики человека, его способностей.

Асимметрия распределения энергетических и информационных функций, закрепленных за правым и левым полушарием головного мозга, носит не жестко врожденный структурный характер, а является приобретенным, функциональным. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации, и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). «Правши» составляют 80—90% современных людей.

«Правши» характеризуются ведущей правой рукой (правая рука осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предметами), ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую логическую, символическую обработку информации внешнего мира, поэтому «правши» склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания-задания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею, достаточно адекватны и разговорчивы, скорее конформисты, учитывают чужое мнение, адекватно оптимистичны, предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.

«Левши» характеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции, решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи, проявляются творчески в разных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений, предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость; задачи и профессии типа «человек — человек» им даются достаточно легко и приятно.

Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами (врожденный генотип у них с правополушарной обработкой информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации» делает их симметричными. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, может давать им преимущество в спорте, боксе и т. п.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг, нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).
 

Функции левого полушария Функции правого полушария
хронологический порядок Текущее время
чтение карт, схем Конкретное пространство
запоминание имен, слов, символов запоминание образов, конкретных
речевая активность, чувствительность к смыслу восприятие эмоционального состояния
видение мира веселым, легким видение мира мрачным
детальное восприятие целостное, образное восприятие

 
Оказалось, что у «правшей» левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не .от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания «левшей»: стопроцентных «правшей» из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она — столбовая дорога эволюции мозга, и, в первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение — все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.

Полная противоположность — отключение левого полушария, Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого — «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Ключевые слова: Психика, Мозг
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Теория мозговой системной динамической локализации психических функций
...
Нарушение психических функций при поражении вторичных полей кожно-кинестетического анализатора
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Мозговая организация психических процессов
Семенович А.В., Введение в нейропсихологию детского возраста
Нарушение психических функций при поражении ствола головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психических функций при поражении мозжечка
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Психика как свойство мозга
Середина Н. В., Шкуренко Д. А., Основы медицинской психологии: общая, клиническая,...
Нарушение психических функций при поражении диэнцефальных отделов головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий