Целостность души (психики) и тела (сомы) — главная сущностная черта человека. Функционирование тела, мозга является основой для функционирования психики, с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека. (В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот, здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различные субстанции, и их отождествлять нельзя.
Дихотомия (бипеляризация), тело-психика дополняется третьей диалектической составляющей: социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе. Существование и развитие тела и духа человека невозможно без общения и взаимодействия людей, обмена мыслями и чув-ствами. Существование человека и формирование человеческой психики невозможно без социального фактора. Помимо индивидуального существования духа в каждом конкретном человеке он воплощен в человеческой культуре: религии, искусстве, науке, философии.
Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека н его темперамента (темперамент связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).
Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Второй важной функцией нервной системы (без которой теряет смысл и ее первая функция) является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью практические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.
Нервная система человека включает ЦНС и вегетативную нервную систему (симпатическую и парасимпатическую, которые могут иметь разную степень активации у человека, обуславливая различие в физиологических и поведенческих процессах). Некоторые люди в напряженных ситуациях невольно краснеют, у них на лице написаны их переживания, они потеют, могут растеряться (у них преобладает активность парасимпатической нервной системы, которая в нервных окончаниях выделяет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина дыхания, т. е. организм мобилизуется не столько для активных физических действий, сколько «расслабляется», охраняет, пытается «восстановить» ресурсы). Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, они внешне более выдержанны, но более активно действуют, у них преобладает активность симпатической нервной системы, выделяется адреналин при стрессах, происходит усиление сердечных сокращений, учащение дыхания, повышение энергетической и кислородной обеспеченности организма, что мобилизует организм для активной физической деятельности (но интеллектуальная деятельность может быть несколько сумбурной, могут приниматься поспешные решения). Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности психики человека, его способностей.
Асимметрия распределения энергетических и информационных функций, закрепленных за правым и левым полушарием головного мозга, носит не жестко врожденный структурный характер, а является приобретенным, функциональным. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации, и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). «Правши» составляют 80—90% современных людей.
«Правши» характеризуются ведущей правой рукой (правая рука осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предметами), ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую логическую, символическую обработку информации внешнего мира, поэтому «правши» склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания-задания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею, достаточно адекватны и разговорчивы, скорее конформисты, учитывают чужое мнение, адекватно оптимистичны, предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.
«Левши» характеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции, решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи, проявляются творчески в разных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений, предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость; задачи и профессии типа «человек — человек» им даются достаточно легко и приятно.
Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами (врожденный генотип у них с правополушарной обработкой информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации» делает их симметричными. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, может давать им преимущество в спорте, боксе и т. п.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг, нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
---|---|
хронологический порядок | Текущее время |
чтение карт, схем | Конкретное пространство |
запоминание имен, слов, символов | запоминание образов, конкретных |
речевая активность, чувствительность к смыслу | восприятие эмоционального состояния |
видение мира веселым, легким | видение мира мрачным |
детальное восприятие | целостное, образное восприятие |
Оказалось, что у «правшей» левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.
Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не .от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.
Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания «левшей»: стопроцентных «правшей» из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она — столбовая дорога эволюции мозга, и, в первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение — все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.
Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.
Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.
Полная противоположность — отключение левого полушария, Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.
Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого — «дух отрицания, дух сомнения».
Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать.
Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).