Психическое здоровье и семья

Роль семьи в формировании личности и развитии психических и поведенческих расстройств не оспаривается ни одной психологической или психиатрической школой. Психиатры и медицинские психологи изучают семейную отягощенность психической и наркологической патологией и типы воспитания в семье (В.В.Ковалев, 1979; А.Е.Личко, 1985; В.С.Подкорытов, Л.Ф.Шестопалова, 1999 и др.).

С точки зрения культуральной психиатрии семья рассматривается, как основная, первичная социокультурная единица, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, привычки, стереотип отношения с людьми и миром. Они изучают семейный анамнез гораздо глубже и шире, чем ортодоксальные психиатры. Анализу подвернаются внутрисемейные межличностные отношения (между супругами, родителями и детьми, сиблингами), ролевые взаимоотношения в семье, включающие и более старшее поколение (бабушек и дедушек). Исследуется жизненный цикл семьи, обязательным звеном которого является анализ семейных событий (напр., рождение, взросление, стиль воспитания, уход из дома и т.п.). Обязательному исследованию подвергается взаимодействие семьи с другими социальными группами и институтами. Оценивается поведение семьи в ситуации стресса, стратегии и ресурсы, которые она использует для его преодоления, (психологические и социальные). Обязательно анализируются опыт добрачных связей. То есть, под семьей подразумевается система, все звенья которой связаны с одной стороны друг с другом (включая и старшие поколения), а с другой - с обществом и его гражданами.

Поэтому, с точки зрения социодинимической психиатрии, болезнь одного члена семьи подразумевает болезнь всей системы и при коррекции расстройств обязятельно учитывается феномен созависимости и лечится вся семья. Кроме того, психоисторики, в частности Ллойд Демоз, придают истории детства первостепенное значение даже при объяснении исторических процессов. «Главная причина всех исторических изменений - психогенез, закономерная смена стилей воспитания детей под давлением поколений» - один из тезисов его психогенной теории истории. По сути, изложенные подходы к проблеме семьи являются лишь продолжением теории З.Фрейда, который усматривал в стилях семейного взаимоотношения и воспитания ребенка корни всех проблем человека и человечества.

Особое место в семейной системе занимает диада муж - жена. С психологической точки зрения, хороший брачный союз обеспечивает чувство безопасности супругов, уменьшает у них чувство напряжения и тревоги, в нем обеспечивается удовлетворение сексуальных, родительских, коммуникативных и прочих актуальных потребностей. В дисфункциональных семьях чаще диагностируются невротические и депрессивные расстройства у супругов. Дети, выросшие в этих семьях достоверно чаще имеют психологические проблемы и проблемы с психическим здоровьем. В периоды исторических преобразований в обществе в первую очередь члены таких семей подвержены социально детерминированным психическим и поведенческим расстройствам, они часто вовлекаются в тоталитарные секты, склонны к аддиктивным формам поведения.

Источник: 
Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства