Психические расстройства вследствие повреждения головного мозга у детей

О психических расстройствах вследствие повреждения головного мозга говорят в тех случаях, когда заметные нарушения поведения или интеллекта у детей и подростков, до этого психически и физически здоровых, возникают в непосредственной временной связи с повреждением мозга.

Чаще всего встречаются органическое расстройство личности, постэнцефалитический синдром и психоорганический синдром вследствие черепно-мозговой травмы. Общим для всех этих расстройств является известная этиология церебрального заболевания: травма, инфекция или другое повреждение.

Существенным признаком расстройства являются отклонения и глубокие изменения по сравнению с преморбидным поведением, которые касаются когнитивных способностей, эмоционального состояния, побуждений и деятельности. Изменения могут в большей степени затрагивать когнитивную сферу и проявляются тогда в редуцированной способности планировать свою деятельность, предвидеть последствия своих действий (как при лобном синдроме), либо могут манифестировать в эмоциональной сфере в форме раздражительности, апатии, злобы, агрессии.

Различают два вида ослабоумливания (деменции): резидуально-органическая возникает в результате остаточного поражения мозга из-за травмы, инфекции, интоксикации. Прогрессирующая деменция является следствием хронически протекающего менингита, менинго-энцефалита, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и так далее.

Г.Е Сухарева выделяет четыре типа деменций у детей в зависимости от ведущего патопсихологического синдрома:

  1. С преобладание низкого уровня обобщений.
  2. С грубыми нейродинамическими расстройствами: ис-тощаемостью, плохой переключаемостью и устойчивостью внимания, нарушением логического строя мышления и склонностью к персеверациям.
  3. С недостаточностью побуждений к деятельности, что проявляется явлениями апатии, снижением активности мышления.
  4. С нарушением критики и целенаправленности мышления, с грубым расстройством внимания и импульсивностью.

При дифференциальной диагностики поврежденного развития имеют значение такие факторы, как: локализация повреждения, время возникновения дефекта, структура дефекта, особенности развития ребенка до заболевания и особенности семейного воспитания ребенка.

При локализации повреждения можно выделить два его типа: локальное и диффузное.

  • При локальных повреждениях специфика формирования когнитивных процессов определяется локализацией поражения. Например, у ребенка в возрасте 8 лет ЧМТ височной области может приводить к афазическим расстройствам, что будет сказываться на усвоении навыков чтения и письма. При диффузном поражении больше будут проявляться нарушения работоспособности и аффективной сферы. Отечественными нейропсихологами, в частности Э.Г. Семерницкой, было выявлено, что мозговые механизмы у детей являются иными по сравнению с механизмами у взрослых, мозговая организация психических процессов у детей не остается неизменной, возрастная динамика у них в большей степени проявляется в формировании механизмов межполушарного взаимодействия.
  • Структура дефекта при поврежденном развитии, в отличие от психического недоразвития характеризуется парциальностью расстройств. Это могут быть грубые корковые и подкорковые нарушения, что наглядно проявляется в функциях гнозиса, праксиса, в регуляции поведения.

Особенности психических процессов у детей при черепно-мозговой травме (ЧМТ).

В клинической практике можно наблюдать два типа ЧМТ - контузия (тяжелая травма мозга) и комоция (сотрясение мозга) и три стадии динамики последствий травмы: острая, подострая и резидуальный период.

В отличие от контузии при комоции в острой стадии наблюдаются длительное расстройство сознания, оглушенность, сонливость, нарушение ориентировки в окружающем. При комоции в острой стадии наблюдается кратковременное нарушение сознания. Однако в обоих случаях наблюдается адинамия, астения, могут наблюдаться речевые нарушения, амнезии, расстройства сна. В острый период при контузиях могут наблюдаться эйфория, нарушения критики, нелепое поведение и амнестические расстройства.

В подострой стадии у большинства наступает оглушенность, растерянность, сумеречное состояние, головные боли с головокружением, амнезия, расстройства речи. При комо-ции могут наблюдаться головные боли, но без амнезии.

В резидуальный период в обоих случаях наблюдаются церебрастения, вестибулярные расстройства. В структуре посттравматического дефекта имеют место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда психических функций, нарушения внимания, памяти, динамики мыслительных процессов. В.В. Лебединский подчеркивал, что характер вторичных дефектов при ЧМТ связан не только со спецификой первичного поражения, но и с недоразвитием систем как функционально связанных с повреждением, так и более молодых в онтогенезе.

М.О. Гуревич, изучая отдаленные последствия поврежденного развития при травмах мозга, выделил четыре клинических этапа:

  1. Травматическая церебрастения - неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость.
  2. Травматическая церебропатия - вялость, общая затор-моженость, апатодинамический синдром, либо повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, агрессивность, взрывчатость.
  3. Травматическое слабоумие - снижение интеллектуальной деятельности, снижение критики, бездеятельность, туго-подвижность, ригидность мышления.
  4. Травматическая эпилепсия - возникновение эпилептических припадков.

Особенности психических процессов у детей с эпилепсией

По механизму возникновения различают генуинную эпилепсию и эпилепсию травматического генеза. Психические расстройства при эпилепсии делятся на:

  • эпизодические - колебания настроения, эпизодические психозы, к последним относят психотические проявления, припадки, постпароксизмальные сумеречные нарушения сознания;
  • хронические - изменения личности, деменция, хронические психотические состояния.

Психологические исследования детей, больных эпилепсией, выявляют, что в структуре личности больного генуинной эпилепсии отмечается сильно повышенный инстинкт самосохранения, эгоистичность, стремление к самоутверждению. Для структуры личности больного характерны замедленность, заторможенность реакций, устойчивый, напряженный, вязкий аффект с повышенной раздражительностью. Больным свойственны педантичность, которая основана на инертности. Дети, страдающие генуинной эпилепсией, с трудом отказываются от старых привычек, привязаны к одному и с трудом переходят к новому. В связи с общим самочувствием после припадочного или доприпадочного состояния больному эпилепсией бывает трудно сохранить в памяти то, к чему он только что приспособился. Отмечается медлительность во всех интеллектуальных процессах. Ребенок хорошо понимает смысл того, что он воспринимает, но передает содержание услышанного или увиденного медленно и с большим количеством деталей.

Во время проведения патопсихологического эксперимента у пациентов могут наблюдаться абсансы (выключения) -но после секундного перерыва они возвращаются к прерванной работе.

В межприпадочное время больной может иметь хорошую устойчивость внимания, однако страдает его переклю-чаемость. Обнаруживаются нарушения словесной памяти на фоне достаточно хорошей зрительной памяти. Отмечаются различные речевые расстройства - олигофазии: больной не может назвать обычный предмет, при ответах не сразу может найти нужное слово. К другим особенностям речи относятся речевая заторможенность, использование слов с чрезмерным количеством слогов, слов в уменьшительно-ласкательной форме. Отмечаются и трудности мышления: обстоятельность, наклонность к повторению, застреваемость, персеве-ративность, невозможность кратких формулировок, затрудненность в обобщении

Темы: Деменция
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Оставить комментарий