Современная экономическая теория, в т.ч. и в России, оперирует в основном категорией капитала в различных его формах, о которых говорилось в предыдущих темах. Помимо капитала в воспроизводственном процессе участвуют производственные фонды. Фонды формируются и функционируют на основе государственной, муниципальной, коллективной, кооперативной, общественной и иных видах собственности.
Различия между капиталом и производственными фондами являются принципиальными и сводятся к различиям целей их использования. Главная и единственная цель движения капитала на предприятиях остаётся точно такой же, как во всеобщей формуле капитала Д - Т - Д, т. е. самовозрастание капитала. В практике хозяйствования эта цель трансформируется в желание владельца капитала получить максимум прибавочной стоимости в форме прибыли. Использование производственных фондов также нацелено на получение дохода или прибыли. Без этого в условиях рыночной экономики никакое производство невозможно. Однако наряду с этой целью при использовании фондов, решаются многие другие задачи. Они в основном сводятся к удовлетворению социальных и экономических потребностей тех субъектов, в собственности которых находятся фонды. Такими субъектами может выступать общество, государство, субъект Федерации, муниципалитет, кооператив, коллектив работников, общественная, религиозная или благотворительная организация. О неизбежности признания в экономической науке такой категории, как «фонды», свидетельствует, например, имущество религиозных, общественных и благотворительных организаций. Никак нельзя называть такое имущество капиталом.
В буржуазном обществе фетишизация капитала настолько обычна, что все средства величаются капиталом, что, безусловно, неправильно. В российском обществе в последние годы в экономической науке, а вслед за ней в практике хозяйствования можно наблюдать смешение понятий капитала и производственных фондов. После приватизации государственных, коллективных и общественных предприятий и превращения средств производства в капитал, они по-прежнему часто учитываются как фонды. В свою очередь, там, где средства производства не приняли социально-экономическую форму капитала, называются капиталом. Такая «ошибка» не случайна. В «теневой экономике» любые средства превращаются в капитал. Зафиксированы факты, когда благотворительные и якобы религиозные средства частными лицами использовались для извлечения прибыли. Более того, практика хозяйствования знает много примеров, когда государственные, муниципальные и общественные финансы и средства производства использовались для наживы частных лиц. К сожалению, в условиях господства капитала это не случайность, а закономерность.
Студентам не следует упускать из внимания различия капиталистической и социалистической экономики в части количественных объёмов капитала и производственных фондов. Доминирующее положение капитала в буржуазном обществе и очевидно, и объяснимо. Столь же очевидно, что в социалистической экономике вещественный фактор производства приобретает социально-экономическую форму только производственных фондов. Это объясняется отсутствием частной собственности на подавляющую часть средств производства. Там, где экономика находится в переходном периоде, присутствуют и капитал, и производственные фонды.