Типы, тенденции и общие проблемы производства

Те характеристики производства, которые мы рассмотрели, носят своего рода «вечный» характер. Сейчас же нам предстоит познакомиться с переменчивыми тенденциями процесса производства.

Различают два типа развития производства — «экстенсивный» и «интенсивный»: первый происходит за счет количественного прироста уже используемых средств производства; второй — за счет качественного обновления средств производства (в результате внедрения новой, более эффективной технологии). В реальности эти типы сочетаются, и поэтому правильнее говорить о «преимущественно экстенсивном» (или «преимущественно интенсивном») развитии производства.

В ходе производства предприятия испытывают воздействие двух противоположных тенденций: укрупнения («концентрации») и разукрупнения («деконцентрации»).

Концентрация производства — это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Она удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

В то же время мелкие предприятия обладают рядом объективных преимуществ. Они оперативнее реагируют на изменения в технологии производства, мобильнее откликаются на рыночный спрос, могут экономить на управленческих расходах, и т. д.

Свою жизнеспособность мелкие предприятия доказывают во всех странах. Конечно, если судить по числу мелких предприятий, то картина будет в пользу мелких фирм, но если по удельному весу продукции — то в пользу крупных. В разные периоды и для разных отраслей мера оптимальной концентрации неодинакова и подвижна. В экономической науке возникли даже две концепции — «теория большого бизнеса» и «теория мелкого бизнеса», дискуссия между которыми идет с переменным успехом.

Анализ концентрации и деконцентрации производства важен потому, что они составляют соответственно материальную основу двух вечно противоборствующих тенденций рыночной экономики — монополизма и конкуренции.

Концентрация производства порождает новую тенденцию — стремление предприятия к самообеспечению (посредством сосредоточения в его рамках всего цикла операций по изготовлению данного товара). Эта тенденция в экономической теории известна под названием «вертикальной интеграции».

Сегодня в развитых рыночных странах преобладает противоположная тенденция — вертикальная дезинтеграция, когда подразделения крупного предприятия становятся самостоятельными предприятиями. Внутрифирменные поставки в этом случае сменяются рыночными сделками. Доказано, что отношения купли-продажи между независимыми фирмами более эффективны, чем внутрифирменные поставки.

Отказ от вертикальной интеграции оборачивается возрастанием роли рыночных факторов. Почему? Да потому, что при том же объеме производства возрастает абсолютное число «продавцов» и «покупателей», следовательно, растет и объем «экономики».

Вертикальная дезинтеграция существенно меняет состав потребителей, а с ним — и характер движения продукции: теперь к «конечным» покупателям присоединяется армия «промежуточных», внося рыночную эффективность в те сферы, где ее не могло быть при вертикальной интеграции.

В свою очередь вертикальная дезинтеграция породила новое явление, получившее название «диверсификация» (разнообразие). Так стало обозначаться расширение номенклатуры производимой предприятием продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции диверсификация придает фирме дополнительную коммерческую устойчивость. Диверсификацию можно рассматривать как своеобразную компенсацию за вертикальную дезинтеграцию.

Производству присущи кризисы. Их причины, природа и последствия — очень сложный и обширный вопрос. Нам сейчас важно уяснить, что такое кризис и каков его механизм.

«Кризис производства» — это временное падение объема производства в результате перепроизводства продукции, не соответствующей натуральным потребностям или платежеспособным возможностям общества.

Кризис — это «вечная боль» и экономики, и экономической теории. Поиск средств, предотвращающих кризис и минимизирующих его негативные последствия, — одна из центральных проблем экономической теории.

Производство всегда имеет вид «воспроизводства», под которым понимают непрерывно возобновляемый процесс производства. Благодаря этому в той или иной мере воспроизводятся все отмеченные характеристики (тенденции) производства.

Воспроизводство придает производству циклический характер, заставляя его двигаться в кругообороте «воспроизводственных» фаз (производство > распределение >• обмен > потребление).

Производство — это процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей. Его цель — удовлетворение потребностей индивида и общества. Поэтому, если «само производство» — исходная, то потребление — конечная фаза воспроизводства. Однако лишь Робинзон Крузо счастливо сочетал в одном лице и «производителя», и «потребителя». Обычно же производитель и потребитель разъединены и пространственно, и во времени. В условиях такой разъединенности необходимо возникают еще две особые, промежуточные, связывающие производство и потребление фазы: а) фаза распределения результатов производства и б) фаза обмена этими результатами. И хотя в обыденном сознании понятия «производство» и «экономика» часто отождествляются, необходимо осознать, что экономика — понятие более широкое (например, у того же Крузо было «производство», но не было «экономики» как сферы взаимодействия обособленных производителей).

Экономика без производства невозможна, однако производство вовсе не исчерпывает социального пространства «экономики», ибо последняя включает в качестве обязательных элементов также фазы распределения и обмена.

Источник: 
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000