Сфера производства

Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении подразумевают материальное производство — процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышленность. К ней относятся ведущие отрасли материального производства: предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компании и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо оказывающие какие-то полезные услуги. Промышленность создает все товары и услуги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что создано в сфере материального производства данной страны, входит в валовый национальный продукт. Валовый национальный продукт (ВНП) — это статистический показатель национального дохода, он выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. ВНП включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо баланса платежного.

Термин «промышленность» обозначает также группу компаний, выпускающих однородную продукцию. Например, автомобильная промышленность включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков и т. д. Группу однородных предприятий именуют отраслью. Отрасль — группа фирм, которые производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье. Отрасль отличается от рынка. При выделении отраслей принимают два критерия:

  1. сходство продукта;
  2. сходство технологии.

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства — оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. Промышленность условно подразделяется на производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). К примеру, автомобильная промышленность — это отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты. Она занята производством средств производства, как и все машиностроение. В то время как легкая промышленность занята изготовлением одежды, обуви, головных уборов и других предметов широкого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и относится к производству предметов потребления.

Соотношение между двумя группами производств таково, что только группа А определяет уровень развития в стране научно-технического прогресса. Она — визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения этой страны определяет группа Б. Если страна преуспела в том и другом, то ее можно считать технически развитой и материально процветающей. Но может сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на группу А, а внутри нее — на военно-промышленный сектор, а группа Б пришла в запустение. В итоге страдает гражданское население. Такую страну можно назвать технически развитой, но не процветающей. Как вы думаете, о каких странах идет здесь речь? Приведите примеры.

В СССР существовала односторонне развитая экономика: четверть производства — товары народного потребления, а три четверти — средства производства. И все это досталось в наследство современной России. Мы производили материально-технических ресурсов, сырья, топлива, энергии на единицу конечной продукции в два-три раза больше, чем цивилизованные страны. Словом, используем их крайне расточительно.

Исходной клеточкой отрасли служит предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Предприятие является юридическим лицом — товариществом, акционерным обществом и т. п. Закон Российской Федерации предусматривает образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) — коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В нашей стране, недавно перешедшей от социализма к капитализму, существует два типа предприятий — государственные (достались от прошлого) и частные (новообразование). Первые чаще так и называют предприятиями, а вторые предпочитают именовать деловыми предприятиями, фирмами, бизнесом. Это и понятно, так как к частному сектору относятся преимущественно малые предприятия, а к государственному — промышленные гиганты, именовать которые солиднее по старинке. На самом деле предприятие надо понимать гораздо шире.

По форме все предприятия делятся всего на три типа:

  • предприятия (завод);
  • фирма;
  • отрасль.

Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров. В свою очередь, предприятия состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (цех снабжения, металлургический цех, штамповочный, транспортный и т. д.), но заняты одним и тем же, скажем, изготовлением автомобиля. Цех (от нем. Zeche) — основное производственное подразделение предприятия. Различаются: основные, вспомогательные, обслуживающие, подсобные, побочные цеха.

Фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Нередко при одной крупной фирме имеется несколько крупных, средних и мелких предприятий. К примеру, автомобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их перевозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслуживания автомобилей. Эти предприятия различаются характером и циклом, но не различаются предметом — автомобилями. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли.

Таким должно быть современное понимание трех категорий экономики — предприятия, фирмы и отрасли. Если выразить их взаимосвязь схематически, то получим следующую картину.

В рыночном обществе предприятия (государственные, частные, акционерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны быть востребованы рынком. Иначе говоря, фирма предлагает нечто, а рядовые граждане (или другие фирмы) спрашивают их. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель — агентом спроса. Если вашу продукцию никто не спрашивает, то и незачем ее производить. Она должна продаваться. Таков закон рынка.

Вашу продукцию будут спрашивать при двух непременных условиях:

  • она высокого качества,
  • недорогая по цене.

Цены — вот истинный диспетчер рынка. Он сообщает одним (покупателям), в какое место надо двигаться, чтобы купить товар подешевле. Ваши родители точно укажут те оптовые рынки, где цены ниже, и куда надо приезжать в первую очередь. Наш диспетчер сообщает другим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким образом, цены, подобно авиадиспетчеру, расписывают маршруты производителям и потребителям. Но заметим разницу: эти маршруты направлены в противоположные стороны. В самом деле, покупатель ищет, где дешевле, а продавец — где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и определяют маршрут передвижения спроса и предложения.

Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря трем составляющим:

  • величине спроса;
  • величине предложения;
  • закону соотношения спроса и предложения.

Под величиной спроса понимается то количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Предложение, т. е. выброс на рынок все большего числа товаров, определяется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше своей продукции, с тем чтобы получить выше прибыль и поднять зарплату персоналу. Но у потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В рыночной экономике он слуга, а в плановой был хозяином: государство заказало 200 тыс. т чугуна, и заводы его изготовляют, не очень беспокоясь, купят продукцию или нет, — товар заранее оплачен госбюджетом, т. е. всеми нами. Получается, что продукцию нам как бы навязывают, хотим мы того или нет. На рынке все иначе: не нравится — не покупай. А предприятию приходится приноравливаться к нам. Покупатель перестал приобретать чугун, и производитель прекратил его изготовлять. Иначе он не может: произвел => не купили => разорился — такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между собой три главных фактора: спрос, предложение, цены.

Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше и по дорогой цене. При этом они в глубине души надеются, что спрос на них не уменьшится. А почему им думать иначе? Ведь каждый производитель думает только о себе (впрочем, как и потребитель). Он не знает, что решили его конкуренты. А те поступили точно так же, поскольку рост цены — стимул для массовых действий. Все производители однотипной продукции полагают: за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на пылесосы не увеличивался, то и цены не повышались. В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому это нужно, чугун раскупили, а заводы продолжают его изготовлять. Спрос падает, продукцию не разбирают, заводы терпят убытки.

Дабы не попасть впросак, опытный предприниматель прибегает к двум помощникам — рекламе и маркетингу. Первая призвана расхваливать перед покупателем собственный товар, а второй — пристально изучать чужой. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Реклама — это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функцию на рынке выполняет маркетинг (англ. marketing, от market — рынок) — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.

Источник: 
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Оставить комментарий