Профессиональная этика и мораль

В общественных дискуссиях и специальной литературе преобладает использование термина «профессиональная этика» для обозначения всего комплекса явлений, связанных с моральным регулированием профессиональной деятельности и осмыслением этих процессов. В литературе можно встретить различное употребление этого термина. При некоторых подходах профессиональная этика рядополагается прикладной этике или рассматривается как ее разновидность. Однако в целом доминирует понимание профессиональной этики как системы моральных норм, регулирующих профессиональную деятельность, т.е. устанавливающих, что «люди должны или не должны делать в рамках своей профессии» 

Профессиональная этика в более широком плане включает в себя:

  • а) систему моральных норм профессиональной деятельности или — шире — кодекс,
  • б) рефлексию относительно нормативных оснований профессиональной деятельности,
  • в) когнитивную компоненту экспертного сопровождения нормотворчества и нормативной практики в сфере профессий, включая деятельность «этических комитетов»,
  • г) рефлексию относительно институтов, создаваемых и спонтанно возникающих для обеспечения действенности профессиональных моральных кодексов, и процедур, посредством которых институты выполняют эту свою задачу.

В случае этики конкретных профессий их название может совпадать с названием раздела прикладной этики, которая изучает эту профессиональную этику. Например, «этика учителя» — это, с одной стороны, моральные нормы, регулирующие деятельность учителя, а с другой — раздел прикладной этики, в котором исследуется моральное регулирование деятельности учителя; «инженерная этика» — это, с одной стороны, нормы должного осуществления инженерной деятельности, а с другой — специальное прикладное знание, предметом которого является этика инженера и этические проблемы инженерной деятельности. В случае конкретных нормативных разработок и ситуационного анализа профессиональная этика и прикладная этика могут предметно пересекаться.

Этическая составляющая содержится и в современном понятии профессии, среди существенных характеристик которой выделяются приверженность высоким моральным стандартам, альтруистическая ориентация, обязательная образовательная подготовка и продолжающееся образование члена профессии, наличие относительно независимой профессиональной организации, признание обществом определенной деятельности как профессиональной.

Вместе с тем существуют области практики, как публичной, так и частной, не связанные с профессиями, но по отношению к которым возникают и развиваются специализированные моральные требования.

Наиболее очевидным примером такого рода может быть сексуальная этика — не как прикладная область исследований, а именно как некоторые требования и правила, регулирующие отношения полов. Речь идет не об эротической составляющей этих отношений, которая вряд ли может быть предметом морального регулирования, но о возможном риске, с которым сопряжены такие отношения. Если рассматривать конкретные моральные нормы как приложение к частным практикам общих моральных принципов, то в области отношений полов актуализируется принцип «Не вреди». Эти нормы могут быть и частью профессиональной этики, если признать профессией предоставление сексуальных услуг.

Другим, но не таким очевидным примером является военная этика — не как раздел прикладной этики, в котором анализируются этические проблемы, связанные с проведением военных операций (в широком смысле, включающем как войны, так и любые действия государства, связанные с применением вооруженной силы)1 2, но как совокупность принципов и норм, регулирующих принятие решений и задающих критерии оценки решений и действий, связанных с проведением военных операций. Поскольку в рамках военной этики предметом моральной оценки оказываются решения не только военных, но и политиков и эти принципы задают основания для действий и тех, и других, то вряд ли мы можем говорить о военной этике как о профессиональной в отличие от воинской этики.

То же можно сказать об этике космических исследований. Это не прикладная область исследований, а совокупность принципов и норм, регулирующих принятие решений и задающих критерии оценки решений и действий, связанных с освоением и использованием космического пространства.

Корпоративная этика представляет иной пример. Это — принципы и нормы, определяющие поведение членов корпорации как добровольного и социально закрытого объединения, созданного для ведения специализированной деятельности и имеющего в этом качестве юридический статус. Корпоративная этика может пересекаться с профессиональной этикой в той мере, в какой в корпорации работают люди разных профессий. Мера их соотношения и степень действенности в разных случаях будут разными в зависимости от характера конкретной корпорации.

Особый случай — политическая этика. Это не раздел прикладной этики, в котором анализируются этические проблемы политики, а принципы и нормы, регулирующие политическую деятельность. Особенность этой этики в том, что политика — профессия особого рода: в сравнении с представителями других профессий политики в наибольшей степени подотчетны обществу, в этой сфере значительна ротация кадров, ей сопутствует интерференция различных нормативно-этических профессиональных традиций. На уровне законодательных органов и правительственных кабинетов политическая этика может приобретать черты корпоративной нормативной системы.

Еще более своеобразна экологическая этика. Ее нормы на уровне практики оказываются элементом самых разных профессиональных, корпоративных и даже технологических требований (рассмотрению экологической этики посвящена гл. 21).

Но есть виды конкретной деятельности, однозначно совпадающие с профессиями, на основе которых формируются профессиональные этики — медицинская этика, этика бизнеса (хозяйственная этика), судебная этика и этика правоохранительной деятельности, инженернотехническая этика, этика науки, этика журналистики и других видов творческой деятельности, педагогическая этика, этика работников сервиса, административная этика, парламентская этика и т.д. Кажется, нет ни одной профессии, которая бы не выработала свою этику. Этические кодексы есть у библиотечных работников, финансовых служащих, переводчиков на конференциях, консультантов и т.п.

Иногда высказывается мнение, что особые моральные кодексы складываются в тех видах деятельности, которые связаны с выполнением каких-то специфических общественных функций. По-видимому, не всегда профессиональные этики соотнесены с направленностью соответствующих конкретных видов деятельности на человека и призваны регулировать профессиональную деятельность в ее гуманитарном измерении. Инженерная этика, этика науки, этика творческих видов деятельности, а также экологическая этика или этика освоения космического пространства — не всегда и не во всем касаются человека непосредственно. Иначе говоря, гуманитарная ориентированность профессии — это важная, но лишь одна сторона профессиональной этики. Разные авторы совершенно справедливо указывают, что профессиональная этика снимает или опосредствует напряжения и противоречия, нередко возникающие между общими моральными принципами и теми решениями, которые человек вынужден принимать, осуществляя свои профессиональные обязанности. Однако анализ различных профессиональных моральных кодексов показывает, что они в первую очередь привносят в профессию измерение социальной ответственности, ориентируют профессиональную деятельность на общее благо. Можно сказать, что ориентация на общее благо является определяющей характеристикой профессиональной этики.

В связи с последним актуализируется вопрос: кто является субъектом профессиональной этики, а кто — объектом? Что касается объекта, то это ясно — профессионалы. Ответ на вопрос о субъекте неоднозначен. В той мере, в какой речь идет о морали, обоснованно предположить, что и субъектом являются профессионалы. Однако речь идет не просто о морали, но о профессиональной морали, и здесь помимо «неформального субъекта» в лице самих индивидов, действующих в профессии, следует принимать во внимание профессиональные ассоциации или любые другие профессиональные организации, авторитетно и легитимно выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.

Это тем более касается организации профессий в разных обществах — с разными культурными, социальными и гражданскими традициями, а также репрезентации профессий обществу. Со своей стороны общество признает специальную деятельность в качестве профессиональной, и это признание каким-то образом удостоверяется. В частности, посредством признания за профессией определенных прав и соответственно налагания на нее определенных обязанностей. Как моральные права и обязанности они могут признаваться «по умолчанию», по факту самого признания профессии со стороны общества.

Для профессиональной этики важным является вопрос о санкциях, без которых никакая этика не может быть действенной. Наличие профессиональных ассоциаций, какими бы они ни были, так существенно, поскольку именно они (а не общество) могут непосредственно и со знанием дела контролировать деятельность своих членов. Для этого профессиональные ассоциации сами должны утверждать себя в качестве авторитета. Но авторитет профессиональной ассоциации не должен ограничивать автономию профессионалов. Однако автономия касается именно профессии, причем профессии в ее отношениях с обществом; автономия не противоречит социальной ответственности профессии; авторитет должен быть у ассоциации, создаваемой профессионалами и призванной следить за сохранением качества и достоинства профессии.

В идеале профессионалы сами должны следить за выполнением требований профессиональных этических кодексов. Для этого в обществе должна быть уверенность, что профессионалы в самом деле служат общественному благу. Эта уверенность может утверждаться и поддерживаться тем, что общество фактически осуществляет постоянный контроль за деятельностью профессионалов, стимулирующий такое ее качество, которое может вызывать доверие общества.

Ключевые слова: Этика, Мораль, Профессия
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Пример инженерной этики
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Пример космической этики
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Профессиональная культура и этика
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Значения слов «этика», «мораль», «нравственность»
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Этика предпринимательской деятельности
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Евангельская моральная доктрина
...
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий