Управленческая деятельность — непрерывный процесс делового общения, работа с людьми. Менеджер постоянно изучает и оценивает работников. Это связано с тем, что важнейшим аспектом работы с людьми является отбор и расстановка кадров. Нет сомнения в том, что опора на психологию здесь дает очень многое.
В психологии различаются формальные и неформальные методы изучения и оценки личности. К первым относятся целенаправленные беседы, изучение биографии и документов, различного рода тесты; ко вторым — интуитивные способы. Если в первом случае процесс изучения и оценки людей ставится под контроль сознания, то во втором — этот процесс протекает в основном на уровне подсознания. Здесь сказывается действие психологических механизмов экспектакции и эмпатии.
Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Такое суждение складывается сначала без словесного отчета. В беседе, например, собеседники как бы предвосхищают поведение друг друга. Опытным путем и жизненными наблюдениями установлено, что люди, постоянно находящиеся «на глазах» друг друга, во многих случаях безошибочно оценивают поведение один другого.
Эмпатия — это способность понимать движение мыслей и эмоциональное состояние другого при условии искреннего отношения к нему. Эмпатия дает возможность как бы изнутри посмотреть на собеседника, увидеть его систему мотивов.
Названные психологические механизмы вклиниваются в процесс изучения собеседника, они и облегчают, и мешают формированию реальной его оценки.
В практике сложился двусторонний подход к оценке персонала. С одной стороны — это оценка индивидуальных, а с другой — типических качеств человека. Сам процесс оценки представляет собой диалектику анализа и синтеза. Как известно, чтобы понять сложное явление, надо вырвать его из всеобщей связи и рассматривать изолированно. Но это только первый этап познания, а далее «вырванное явление» надо поставить на «место» и переходить к изучению его взаимосвязей. Как это сделать по отношению к личности? Здесь помогает типологический подход, т.е. отнесение людей к определенным типам.
Психологическая наука выделяет специфические психологические типы. Среди них следует прежде всего назвать типы, определяемые по особенностям темперамента. Как известно, выделяют четыре типа темперамента человека — холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Среди психологов утвердилось мнение, что темперамент во многом определяет течение психической жизни человека, динамику его деятельности. В связи с этим с полным основанием можно говорить об индивидуальных различиях людей именно по типам темперамента.
Несомненный интерес представляет для нас и схема психологической типологии, предложенная известным швейцарским психологом Карлом Юнгом (1971). Эта схема группирует людей по характеру познавательной деятельности. Здесь выделяются четыре основных типа — эмоциональный, аналитический, ощущающий, интуитивный.
Основанием для многочисленных типологий личности, которые существуют в психологической науке, являются различные индивидуально-психологические и социальные особенности поведения.
В этой связи получила известность типология по степени «открытости-закрытости».
Одни люди как бы «открыты» для восприятия, о них легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное.
Представленные выше и многие другие типологии дают в руки менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут служить основой для типизации субъектов оценки и прогнозирования их деятельности в различных ситуациях.