Проблема воли в научных теориях

Проблема воли как самостоятельная область исследований в научных теориях появилась в XV в., в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к человеку, и в частности к проблеме личности. Именно в данный период к главным качествам личности отнесли свободу воли, предоставляющую право самостоятельно выбирать свой образ жизни. Как это нередко бывает со всем новым, и на этот раз в толковании воли не обошлось без крайностей и абсолютизации. Так, в экзистенциализме, философском движении XX в., где абсолютизировалась уникальность личного опыта, во имя свободы воли отвергались всякие существующие в обществе социальные нормы и ценности, которые маскируют в человеке истинно личностное.

Вряд ли можно назвать определенным и современное состояние проблемы воли. Например, некоторые психологи утверждают, что поскольку воля столь тесно связана с процессами целеполагания, осознания и мышления, то понятие воли можно вообще исключить из психологического словаря, заменив его понятием «устойчивость поведения». Несостоятельность этого понятия очевидна: к устойчивому можно отнести даже то поведение, в котором постоянно проявляются лень, нерешительность, несамостоятельность, явно не входящие в структуру воли.

Представители психоаналитической концепции, по существу, абсолютизируют самые различные начала воли, связывая ее либо с психосексуальной энергией полового влечения (3. Фрейд), либо с агрессивной энергией (К. Лоренц), либо с энергией стремления к власти (А. Адлер). Всех их объединяет мнение о том, что волевые действия направлены на поддержание самосохранения личности в условиях психологически напряженной ситуации. При этом игнорируется подтвержденная многочисленными примерами жизни возможность человека пренебрегать принципом самосохранения и даже жертвовать своей жизнью ради жизни других людей.

Нет единомыслия по проблеме воли и среди физиологов. Так, по мнению И. Павлова, воля характеризует реакцию человека на внешнее воздействие. Аналогичных взглядов придерживались создатель реактологии К. Н. Корнилов и твердый приверженец рефлексологии В. М. Бехтерев. Ясно, что такая позиция практически исключает из волевого действия активное начало человека, оставив его «один па один» с внешними раздражителями. В этой связи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин развернули свои исследования воли в направлении способности человека сознательно управлять своим поведением при встрече с психологически сложными ситуациями. Среди сторонников этого направления многие рассматривают волю исключительно как результат системы воспитательных мер. Вместе с тем исследования последних лет показали, что воля есть продукт не только социально обусловленных, но и врожденных факторов.

Так, установлено (Е. Ильин, М. Ильина, Н. Скрябин и др.), что такие «спутники» воли, как решительность, смелость, терпеливость, тесным образом связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В частности, терпеливость (как поддержание работоспособности с помощью волевых усилий) и упорство характерны для лиц с сильной нервной системой и инертностью процессов возбуждения. Решительность проявляется в большей мере у лиц с подвижностью процессов возбуждения и сильной нервной системой. Трусость - у лиц со слабой нервной системой и подвижностью процессов торможения.

Из того, что факторы - «спутники» воли зависят от различных характеристик нервной системы, следуют такие выводы. Во-первых, повседневные ситуации требуют проявления различных сторон воли (юноша может быть решительным при прыжках с парашютом, но застенчивым при попытке познакомиться с приглянувшейся ему девушкой). Это означает, что воля - ситуативное свойство индивида, и маловероятно, что оно присутствует у него вместе со смелостью, решительностью, терпеливостью и т.п.

Во-вторых, обусловленность воли совместным действием - с одной стороны, врожденными типологическими особенностями проявления нервной системы индивида, а с другой - социально приобретенными им характеристиками личности - ставит вопрос о соотношении этих факторов. И если врожденное начало значительно превышает приобретенное, то возможности воспитательных воздействий на индивида, увы, будут ограниченны.

Темы: