Проблема воли в научных теориях

Проблема воли как самостоятельная область исследований в научных теориях появилась в XV в., в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к человеку, и в частности к проблеме личности. Именно в данный период к главным качествам личности отнесли свободу воли, предоставляющую право самостоятельно выбирать свой образ жизни. Как это нередко бывает со всем новым, и на этот раз в толковании воли не обошлось без крайностей и абсолютизации. Так, в экзистенциализме, философском движении XX в., где абсолютизировалась уникальность личного опыта, во имя свободы воли отвергались всякие существующие в обществе социальные нормы и ценности, которые маскируют в человеке истинно личностное.

Вряд ли можно назвать определенным и современное состояние проблемы воли. Например, некоторые психологи утверждают, что поскольку воля столь тесно связана с процессами целеполагания, осознания и мышления, то понятие воли можно вообще исключить из психологического словаря, заменив его понятием «устойчивость поведения». Несостоятельность этого понятия очевидна: к устойчивому можно отнести даже то поведение, в котором постоянно проявляются лень, нерешительность, несамостоятельность, явно не входящие в структуру воли.

Представители психоаналитической концепции, по существу, абсолютизируют самые различные начала воли, связывая ее либо с психосексуальной энергией полового влечения (3. Фрейд), либо с агрессивной энергией (К. Лоренц), либо с энергией стремления к власти (А. Адлер). Всех их объединяет мнение о том, что волевые действия направлены на поддержание самосохранения личности в условиях психологически напряженной ситуации. При этом игнорируется подтвержденная многочисленными примерами жизни возможность человека пренебрегать принципом самосохранения и даже жертвовать своей жизнью ради жизни других людей.

Нет единомыслия по проблеме воли и среди физиологов. Так, по мнению И. Павлова, воля характеризует реакцию человека на внешнее воздействие. Аналогичных взглядов придерживались создатель реактологии К. Н. Корнилов и твердый приверженец рефлексологии В. М. Бехтерев. Ясно, что такая позиция практически исключает из волевого действия активное начало человека, оставив его «один па один» с внешними раздражителями. В этой связи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин развернули свои исследования воли в направлении способности человека сознательно управлять своим поведением при встрече с психологически сложными ситуациями. Среди сторонников этого направления многие рассматривают волю исключительно как результат системы воспитательных мер. Вместе с тем исследования последних лет показали, что воля есть продукт не только социально обусловленных, но и врожденных факторов.

Так, установлено (Е. Ильин, М. Ильина, Н. Скрябин и др.), что такие «спутники» воли, как решительность, смелость, терпеливость, тесным образом связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В частности, терпеливость (как поддержание работоспособности с помощью волевых усилий) и упорство характерны для лиц с сильной нервной системой и инертностью процессов возбуждения. Решительность проявляется в большей мере у лиц с подвижностью процессов возбуждения и сильной нервной системой. Трусость - у лиц со слабой нервной системой и подвижностью процессов торможения.

Из того, что факторы - «спутники» воли зависят от различных характеристик нервной системы, следуют такие выводы. Во-первых, повседневные ситуации требуют проявления различных сторон воли (юноша может быть решительным при прыжках с парашютом, но застенчивым при попытке познакомиться с приглянувшейся ему девушкой). Это означает, что воля - ситуативное свойство индивида, и маловероятно, что оно присутствует у него вместе со смелостью, решительностью, терпеливостью и т.п.

Во-вторых, обусловленность воли совместным действием - с одной стороны, врожденными типологическими особенностями проявления нервной системы индивида, а с другой - социально приобретенными им характеристиками личности - ставит вопрос о соотношении этих факторов. И если врожденное начало значительно превышает приобретенное, то возможности воспитательных воздействий на индивида, увы, будут ограниченны.

Ключевые слова: Воля
Материалы по теме
Волевая сфера личности
Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010.
Состояние сосредоточенности
Ильин Е.П., Психология воли
Волевые качества личности. Методики их исследования
Штейнмец А.Э., Общая психология
Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Волевые свойства личности
...
Лень
Ильин Е.П., Психология воли
Гипобулия
Марилов В.В., Общая психопатология
Воля как компонент психологической устойчивости
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий