Проблема нормы и патологии в детской клинической психологии

Вопросы нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния ребенка. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего состояния. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь. Проблема нормативности связана еще и с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность может выступать в качестве стандарта.

Существует несколько подходов к дифференциации патологического. Один из этих подходов можно назвать субъективным или интуитивно-эмпирическим. В этом случае критерии оценки, как правило, остаются малоосознаваемыми и основой оценки выступает сравнение с собой или с уже имеющимися в опыте примерами.

Другой - статистический - подход основан на выявлении частоты встречаемости данного феномена. В этом случае понятия нормы и патологии связаны с кривой распределения частоты признака: чаще встречающийся признак является нормативным и наоборот.

Культурно-исторический подход соотносит исследуемый признак с особенностями культуры и эпохи. Таким образом, можно говорить о том, что одно и то же явление в одной и той же культуре может оцениваться по-разному в разные исторические периоды. Либо особенности, характерные для одной культуры, в другой культуре могут восприниматься как отклонения от нормы.

Одним из наиболее часто применяющихся является подход с точки зрения адаптации. В рамках данного подхода оценивается способность индивида к приспособлению к окружающей среде, несмотря на объективную тяжесть состояния.

В гуманистической психологии был разработан подход, в котором критерием нормы выступает способность индивида к самоактуализации. Предполагается, что самоактуализирующаяся личность характеризуется позитивным восприятием мира, ориентацией на будущее, устойчивой и позитивной самооценкой. толерантностью, чувством юмора и так далее. Однако гуманистический подход не полностью отвечает на вопрос, что помогает человеку формироваться как самоактуализирующейся личности.

Можно говорить о функциональной норме - то есть оценивать состояние индивида с точки зрения последствий, либо возможности достижения цели. Можно выделить социальную норму - соответствие некоторому принятому в социуме жизненному образцу, либо говорить об индивидуальной норме при сравнении состояния человека с его предыдущими состояниями.

Необходимо подчеркнуть, что каждый из перечисленных подходов раскрывает какую-то из сторон проблемы, но ни один из них не дает исчерпывающего ответа на вопрос, как отличить норму и патологию. Несколько большие возможности дает рассмотрение проблемы с точки зрения уровневого подхода, в котором норма и патология рассматриваются не как изолированные друг от друга, а как образующие некий континуум переходных (пограничных) состояний. В данном континууме можно выделить три уровня: уровень морального самосознания, психологический и соматический уровни. В этом случае вариантом «нормы» может считать благополучие человека на всех трех уровнях.

Таким образом, мы видим, что дифференциация нормы и патологии - это сложная проблема. В ситуации диагностики состояния ребенка эта проблема приобретает еще более сложный характер. Сложность проблемы определяется тем, что организм ребенка (и соответственно его психические и физические функции) находятся в процессе развития.

Закономерности развития ребенка рассматриваются в рамках возрастной психологии, которая оперирует понятиями возраст, возрастной этап. Возрастной этап характеризуется, по мнению В.С. Мухиной, совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития.

Переход от одного возрастного этапа к другому осуществляется согласно Л. С. Выготскому революционным путем -через кризис - время, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Однако возрастные изменения психики не возникают внезапно, они подготавливаются постепенно путем накопления более мелких изменений, обозначаемых понятием микрогенез (то есть процессы функционирования психики в данный момент).

Необходимыми условиями нормального психического развития являются внешние и внутренние факторы, всегда присутствующие и воздействующие. Условиями нормального психического развития являются по А.Р Лурия: сохранность структур и функций ЦНС, сохранность анализаторных систем, сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное возрасту обучение и воспитание.

Таким образом, психическое развитие ребенка не является чем-то однородным, оно протекает с определенной неравномерностью. В развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления. Естественная неравномерность психического (и физического) развития в детском возрасте называется гетерохрония.

В клинической психологии мы чаще всего сталкиваемся с патологической неравномерностью развития или с отклоняющимся развитием. Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. Наряду с понятием «отклоняющееся развитие» параллельно используют такие понятия, как: аномальное, патологическое, нарушенное развитие, дизонтогенез. Термин дизонтогенез был предложен Швальбе в 1927 г. и означал первоначально отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В последствие термин приобрел более широкое значение.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелым токсикозом беременных, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями), патологии родов, а в постнатальном периоде - инфекциям, интоксикациям, травмам.

В.В. Лебединский выделяет несколько факторов, оказывающих влияние на выраженность повреждения:

  1. Большое значение имеет время повреждения: объем повреждения тканей и органов тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.
  2. Характер повреждения зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, общая незрелость, а с другой - большая, чем у взрослых тенденция к росту и к компенсации дефекта.
  3. Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающиеся в четкие рамки топической диагностики.

Наряду с биологическими важное патогенное влияние могут оказывать социально-психологические факторы. К ним относят особенности родительского стиля воспитания, неблагоприятные социальные условия. Именно социальнопсихологические факторы обусловливают явления социально-педагогической запущенности у детей, вызывают нарушения эмоционального и личностного развития.

Сочетание различных факторов может приводить к возникновению повреждений развития разного уровня. Л.С. Выготский предложил различать две группы симптомов: первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе нарушенного социального развития.

Первичный дефект может представлять собой повреждение корковых и подкорковых систем. В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, выделяют не первичный, а «основной» дефект, который определяется тем местом, которое занимает это нарушение в структуре психической недостаточности при данном заболевании.

Вторичный дефект - является основным объектом в психологическом изучении и коррекции нарушенного развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Важным фактором вторичного дефекта является социальная депривация.

В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного дефекта может быть: «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал, что основной координатой вторичного повреждения направление «снизу вверх» - от элементарных функций к более сложным.

Темы: Патопсихология, Норма
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Материалы по теме
Патопсихология шизофрении
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Сурдопсихология
Государев Н.А., Специальная психология
Патопсихология детской шизофрении
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Варианты патологического развития личности
Коркина М.В. - Психиатрия
Патопсихология эпилепсии у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Патопсихология и медицинская психология
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология
Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Особенности и задачи патопсихологического исследования
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология
Оставить комментарий