Признаки способностей

Давая общую характеристику способностей, необходимо отметить их основные признаки.

Способности являются динамическим образованием, они существуют в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, отмечал Б. М. Теплов, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только систематические занятия, постоянные упражнения позволяют поддерживать и развивать наши способности. Способности - это активность самого человека, стремление овладеть все более сложными видами деятельности, получить более высокий результат. Вследствие проявления этой активности способности переходят на новый, более высокий уровень своего развития.

Признаки способностей:

  • Высокий темп обучения соответствующей деятельности
  • Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
  • Широта переноса, имеющего специфический характер (сходство по требованиям к психическим процессам)
  • Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
  • Оригинальность продуктов деятельности
  • Высокая мотивация, склонности к деятельности
  • Удовлетворение от данного вида деятельности
  • Готовность к преодолению неблагоприятных условий деятельности
  • Высокий уровень выполнения деятельности

К признакам наличия способностей к той или иной деятельности относится удовлетворение, которое получает человек от этой деятельности. Этот личностный фактор часто и является побудителем к новой деятельности, входя в сферу устойчивых притязаний личности. В качестве наиболее устойчивых признаков способностей выделяют также высокий темп обучения соответствующей деятельности, широту переноса, энергетическую экономность достижения высоких результатов деятельности, оригинальность продуктов деятельности, склонности и интересы человека.

Как видно из определения способностей, они не сводятся к знаниям, умениям и навыком. Однако между способностями и знаниями, умениями, навыками все-таки существует тесная связь. С одной стороны, способности развиваются в процессе приобретения знаний, умений и навыков, а отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков тормозит развитие способностей. С другой стороны, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков. Более способный быстрее и легче учится, затрачивает при этом меньше усилий, достигает более высоких результатов. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Как образно писал А. В. Петровский, «подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений» (Петровский А. В., 1976, с. 441).

Формирование способностей происходит в процессе овладения определенным образом организованной деятельностью. Способности формируются в деятельности, в деятельности развиваются. Не зря деятельность часто называют матрицей, на которой формируются способности. Между способностями и деятельностью существует двойная зависимость. Развитие способности, по С. Л. Рубинштейну, совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Причем способности и деятельность постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием друг друга. Эту мысль в дальнейшем развивает Т. И. Артемьева (1977), отмечая, что способности предвосхищают новую деятельность, развиваются в ней и выходят за рамки уже сложившейся деятельности. С одной стороны, способность является результатом предыдущей деятельности человека, а с другой -предвосхищением и опережением его будущей деятельности. Изучая взаимодействие способностей и деятельности, она пришла к выводу, что между ними существует «двойная взаимочередующаяся зависимость». То есть деятельность развивает способности, а способности, развившись, совершенствуют деятельность. Далее новый, более совершенный уровень развития деятельности снова воздействует на развитие способностей. Таким образом, деятельность и способности взаимно развивают и совершенствуют друг друга.

Успешность выполнения любой деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а только своеобразным сочетанием способностей, характеризующих данную личность. Способности, по В. С. Мерлину (1990), включают свойства индивида и свойства личности (в той степени, в которой они определяют успешность деятельности). Но свойства индивида и свойства личности как способности играют разную роль в успехе деятельности. От свойств индивида, отмечает В. С. Мерлин, зависит только степень успешности деятельности, от свойств личности - не только степень успешности, но и индивидуальные приемы и способы выполнения деятельности, степень преодоления неблагоприятных условий.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура способностей определяется, с одной стороны, требованиями конкретной деятельности и поэтому является различной для разных видов деятельности (математической, лингвистической, спортивной и др.). С другой стороны, не все компоненты играют в симптомокомплексе способностей одинаковую роль и имеют одинаковую значимость. Поэтому при недостаточном развитии одних структурных компонентов способностей возможна их компенсация и достижение высокого результата за счет более высокого развития других. О возможности широкой компенсации одних свойств другими писал Б. М. Теплов, отмечая, что «относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» (Теплов Б. М., 1961, с. 143).

Компенсаторные возможности способностей проявляются в обучении и воспитании людей с различными сенсорными дефектами развития, например, лишенными зрения и слуха. При обучении слепоглухой О. И. Скороходовой, потерявшей слух и зрение еще в раннем возрасте, удалось развить способности научного работника и литературные способности. Наличие этих способностей признавал А. М. Горький. Другой пример: отсутствие звуковысотного слуха не помешало развитию профессиональных музыкальных способностей. Как показал Б. М. Теплов, выработка тембрового слуха, памяти на музыкальные интервалы и т. д. позволила выполнять функции звуковысотного различения, т. е. компенсировала недостаточное развитие звуковысотного слуха.

Дальнейшие исследования показали, что в структуре способностей можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и качества вспомогательные. Первые относятся к группе некомпенсируемых, а вторые - компенсируемых способностей (Н. А. Аминов, 1997). Например, в структуре художественных (изобразительных) способностей ведущими компонентами являются природная чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма); художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор существенного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; развитая образная память и т. д. К вспомогательным можно отнести сенсомоторные качества руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов; чувствительность к фактуре поверхности воспринимаемых объектов, например, мягкости, твердости, бархатистости; эмоциональную настроенность художника и т. д. Соотношение ведущих и вспомогательных компонентов способностей у разных людей неодинаково. Даже в рамках одной и той же деятельности разные люди могут обладать различным сочетанием способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Один и тот же результат можно достигнуть разными способами, за счет различного сочетания способностей. Поэтому мы можем говорить о своеобразном оригинальном «лице способностей», характеризующем одаренность определенного человека.

Однако недостаточный уровень развития способностей не означает невозможность достижения успеха в деятельности. Е. П. Ильин (2004) обнаружил возможность компенсации способностей как за счет знаний, умений и навыков, так и за счет сформированности индивидуального стиля деятельности. Аналогичные результаты получены Ю. С. Шведчиковой (2002) при изучении деятельности учителей математики, русского языка и литературы. Ею обнаружено, что специальные способности и индивидуальный стиль деятельности могут взаимно компенсировать недостаточное развитие друг друга. Учитель может достигать успеха в педагогической деятельности как за счет развитого стиля деятельности при недостаточном уровне развития способностей, так и за счет высокого уровня развития способностей при недостаточной развитости индивидуального стиля педагогической деятельности.

Ключевые слова: Способности
Источник: Хрусталева Т.М., Психология способностей
Материалы по теме
Понятие и виды способностей
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методы изучения способностей и интеллекта
...
Классификация способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Концепции способностей
Поликарпов В.А., Психология личности
Генезис способностей
...
Развитие способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Принципы изучения способностей
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с....
Оставить комментарий