Давая общую характеристику способностей, необходимо отметить их основные признаки.
Способности являются динамическим образованием, они существуют в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, отмечал Б. М. Теплов, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только систематические занятия, постоянные упражнения позволяют поддерживать и развивать наши способности. Способности - это активность самого человека, стремление овладеть все более сложными видами деятельности, получить более высокий результат. Вследствие проявления этой активности способности переходят на новый, более высокий уровень своего развития.
Признаки способностей:
- Высокий темп обучения соответствующей деятельности
- Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
- Широта переноса, имеющего специфический характер (сходство по требованиям к психическим процессам)
- Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
- Оригинальность продуктов деятельности
- Высокая мотивация, склонности к деятельности
- Удовлетворение от данного вида деятельности
- Готовность к преодолению неблагоприятных условий деятельности
- Высокий уровень выполнения деятельности
К признакам наличия способностей к той или иной деятельности относится удовлетворение, которое получает человек от этой деятельности. Этот личностный фактор часто и является побудителем к новой деятельности, входя в сферу устойчивых притязаний личности. В качестве наиболее устойчивых признаков способностей выделяют также высокий темп обучения соответствующей деятельности, широту переноса, энергетическую экономность достижения высоких результатов деятельности, оригинальность продуктов деятельности, склонности и интересы человека.
Как видно из определения способностей, они не сводятся к знаниям, умениям и навыком. Однако между способностями и знаниями, умениями, навыками все-таки существует тесная связь. С одной стороны, способности развиваются в процессе приобретения знаний, умений и навыков, а отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков тормозит развитие способностей. С другой стороны, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков. Более способный быстрее и легче учится, затрачивает при этом меньше усилий, достигает более высоких результатов. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Как образно писал А. В. Петровский, «подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений» (Петровский А. В., 1976, с. 441).
Формирование способностей происходит в процессе овладения определенным образом организованной деятельностью. Способности формируются в деятельности, в деятельности развиваются. Не зря деятельность часто называют матрицей, на которой формируются способности. Между способностями и деятельностью существует двойная зависимость. Развитие способности, по С. Л. Рубинштейну, совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Причем способности и деятельность постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием друг друга. Эту мысль в дальнейшем развивает Т. И. Артемьева (1977), отмечая, что способности предвосхищают новую деятельность, развиваются в ней и выходят за рамки уже сложившейся деятельности. С одной стороны, способность является результатом предыдущей деятельности человека, а с другой -предвосхищением и опережением его будущей деятельности. Изучая взаимодействие способностей и деятельности, она пришла к выводу, что между ними существует «двойная взаимочередующаяся зависимость». То есть деятельность развивает способности, а способности, развившись, совершенствуют деятельность. Далее новый, более совершенный уровень развития деятельности снова воздействует на развитие способностей. Таким образом, деятельность и способности взаимно развивают и совершенствуют друг друга.
Успешность выполнения любой деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а только своеобразным сочетанием способностей, характеризующих данную личность. Способности, по В. С. Мерлину (1990), включают свойства индивида и свойства личности (в той степени, в которой они определяют успешность деятельности). Но свойства индивида и свойства личности как способности играют разную роль в успехе деятельности. От свойств индивида, отмечает В. С. Мерлин, зависит только степень успешности деятельности, от свойств личности - не только степень успешности, но и индивидуальные приемы и способы выполнения деятельности, степень преодоления неблагоприятных условий.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура способностей определяется, с одной стороны, требованиями конкретной деятельности и поэтому является различной для разных видов деятельности (математической, лингвистической, спортивной и др.). С другой стороны, не все компоненты играют в симптомокомплексе способностей одинаковую роль и имеют одинаковую значимость. Поэтому при недостаточном развитии одних структурных компонентов способностей возможна их компенсация и достижение высокого результата за счет более высокого развития других. О возможности широкой компенсации одних свойств другими писал Б. М. Теплов, отмечая, что «относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» (Теплов Б. М., 1961, с. 143).
Компенсаторные возможности способностей проявляются в обучении и воспитании людей с различными сенсорными дефектами развития, например, лишенными зрения и слуха. При обучении слепоглухой О. И. Скороходовой, потерявшей слух и зрение еще в раннем возрасте, удалось развить способности научного работника и литературные способности. Наличие этих способностей признавал А. М. Горький. Другой пример: отсутствие звуковысотного слуха не помешало развитию профессиональных музыкальных способностей. Как показал Б. М. Теплов, выработка тембрового слуха, памяти на музыкальные интервалы и т. д. позволила выполнять функции звуковысотного различения, т. е. компенсировала недостаточное развитие звуковысотного слуха.
Дальнейшие исследования показали, что в структуре способностей можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и качества вспомогательные. Первые относятся к группе некомпенсируемых, а вторые - компенсируемых способностей (Н. А. Аминов, 1997). Например, в структуре художественных (изобразительных) способностей ведущими компонентами являются природная чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма); художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор существенного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; развитая образная память и т. д. К вспомогательным можно отнести сенсомоторные качества руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов; чувствительность к фактуре поверхности воспринимаемых объектов, например, мягкости, твердости, бархатистости; эмоциональную настроенность художника и т. д. Соотношение ведущих и вспомогательных компонентов способностей у разных людей неодинаково. Даже в рамках одной и той же деятельности разные люди могут обладать различным сочетанием способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Один и тот же результат можно достигнуть разными способами, за счет различного сочетания способностей. Поэтому мы можем говорить о своеобразном оригинальном «лице способностей», характеризующем одаренность определенного человека.
Однако недостаточный уровень развития способностей не означает невозможность достижения успеха в деятельности. Е. П. Ильин (2004) обнаружил возможность компенсации способностей как за счет знаний, умений и навыков, так и за счет сформированности индивидуального стиля деятельности. Аналогичные результаты получены Ю. С. Шведчиковой (2002) при изучении деятельности учителей математики, русского языка и литературы. Ею обнаружено, что специальные способности и индивидуальный стиль деятельности могут взаимно компенсировать недостаточное развитие друг друга. Учитель может достигать успеха в педагогической деятельности как за счет развитого стиля деятельности при недостаточном уровне развития способностей, так и за счет высокого уровня развития способностей при недостаточной развитости индивидуального стиля педагогической деятельности.