Право собственности на информационные ресурсы

Собственниками информационных ресурсов могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются общими нормами гражданского законодательства. Закон конкретизирует общие нормы применительно к данному объекту. Так, в силу ст. 6 Закона об информации физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми предусмотренными законодательством правами. Он устанавливает правила обработки информационных ресурсов, защиты, доступа к информации и т. п.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта (касающиеся оценки, учета, погашения стоимости и др.). Государство имеет право выкупа документированной информации, находящейся в частной собственности, в случае отнесения ее к государственной тайне.

Государственные информационные ресурсы могут находиться в ведении:

  • федеральном;
  • совместном и субъектов РФ;
  • субъектов РФ.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». В частности, информационные ресурсы Москвы подлежат учету путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных) в едином Реестре информационных ресурсов и систем г. Москвы1. В Положении о данном Реестре определены обязанности операторов информационных систем, порядок доступа к содержащимся в нем сведениям. В Московской области эти вопросы решаются в соответствии с Законом Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-03 «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании».

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы государственной власти формируют государственные информационные ресурсы в пределах своей компетенции в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, Росстат занимается сбором и систематизацией статистической информации различных видов.

В организационном плане упорядоченная совокупность государственных информационных ресурсов является информационной системой. Информационные системы формируются по различным направлениям хозяйственной деятельности и часто представляют собой кадастры.

Например, Государственный кадастр отходов формируется в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Он включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов разных видов.

Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных регистров и реестров. Так, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц аккумулируются в Едином государственном реестре юридических лиц. Единый государственный реестр юридических лиц ведется регистрирующим органом (ФНС РФ) в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4381.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр налогоплательщиков ведется Федеральной налоговой службой.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».

При создании государственных информационных ресурсов применяются общероссийские классификаторы. Например, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Государственные информационные ресурсы формируются также за счет сведений, представляемых в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. В основном, информацию о различных параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют в виде бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, выполнение многочисленных требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, также дает возможность сбора сведений в соответствующем государственном информационном ресурсе. Например, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих наличные денежные расчеты, аккумулируются в налоговых органах при регистрации контрольно-кассовой техники. Выполнение лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, обязанности незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать банк данных о ликвидируемых субъектах, внося сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанность представления информации может предусматриваться специальными законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»1, юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный орган, которым в настоящее время является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Формируемые в этих случаях информационные ресурсы находятся в совместном владении государства и субъектов, представляющих информацию.

Ключевые слова: Информация, Право
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Правовое регулирование информационных отношений
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Информационное обеспечение социального управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Организация информации
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Закон информированности-упорядоченности
...
Свойства информации
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Критерии оценки информации
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Структурирование информации
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Реферирование информации
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Оставить комментарий