Правовые основы аудиторской деятельности

Организация государственного регулирования аудиторской деятельности возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В Положении о Комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. На основе законодательства она разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов.

Правовые основы аудиторской деятельности Комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента РФ, консультант которого является заместителем председателя Комиссии. Состав Комиссии утверждается Президентом РФ. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Росстехнадзора РФ, Антимонопольного комитета РФ и Аппарата Правительства РФ.

К основным нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность, относятся:
— Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»,
— Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации;
— Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, утвержденное Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-РП;
— Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, утвержденное решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 1 июня 1994 г.;
— Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
— Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
— Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
— Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
— Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов РФ 5 июня 1994 г.;
— Приказ ЦБ РФ «О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка РФ» от 15 июня 1994 г. № 02-102);
— Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408);
— Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол № 1 от 9 февраля 1996 г.);
— О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15).

В России система регулирования аудиторской деятельности включает три уровня:
— первый уровень — Временные правила, которые регулируют аудиторскую деятельность до принятия закона об аудите;
— второй уровень — стандарты (правила), устанавливающие нормы аудита, которые однозначно интерпретируются всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности (и прежде всего арбитражным судом), и подразделяющиеся на четыре вида:
а) общесистемные;
б) организационно-технологические;
в) стандарты отчетности;
г) специфические, для отдельных видов аудита (например, банковского);
— третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов и содержащие сведения по их применению и организации аудиторской деятельности на основе стандартов.

Значение аудиторской деятельности как метода финансового контроля возрастает с каждым годом. Аудиторская проверка является одним из средств обеспечения законности в финансово-хозяйственной деятельности. Однако надо помнить, что аудиторы должны работать в тесном контакте с другими субъектами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, и в этом заключается сущность действенности финансового контроля.

Источник: 
Эриашвили Н. Д., Финансовое право