Правовая среда международного маркетинга

Правовая среда международного маркетинга определяется наличием правовых норм, регламентирующих как предпринимательскую деятельность вообще, так и внешнеэкономическую деятельность в частности. При этом правовые основы бизнеса на внешних рынках регулируются нормами международного частного права.

С учетом того, что постоянно усиливается интеграция отдельных государств, развивается мировой рынок, осуществляется интернационализация экономических процессов, происходит и унификация норм международного права.

При этом каждая из стран в значительной мере самостоятельно формирует нормы такого права.

Таким образом, каждая фирма, осуществляющая предпринимательскую деятельность на внешних рынках, должна учитывать правовую среду своего государства, стран, в которых она присутствует, а также считаться с наличием международной правовой среды. Исходя из этого, выделяют три уровня права:

  • национальное право;
  • наднациональное право;
  • международное право.

Национальное право

Прежде чем принять решение о выходе на внешние рынки, маркетологи фирмы должны изучить правовую систему каждой страны, в которой она собирается осуществить свою предпринимательскую деятельность. Правовые системы каждой из стран имеют свои специфические особенности. С учетом этих особенностей выделяют государства, имеющие:

  • систему обычного права (common law system), в основе которой положены традиции, прецеденты, нравы и обычаи. Причем основная роль в истолковании закона принадлежит судам. Примерами стран, имеющих такую правовую систему, могут быть США, Великобритания;
  • систему гражданского права (civil law system), предполагающую наличие разработанного комплекса законов, сведенных в единый кодекс. Такую систему иногда называют также кодифицированной правовой системой. Она присуща более чем 70 странам мира, в том числе России, Беларуси, Германии, Франции, Японии;
  • систему теократического права (theocratic law system), учитывающую религиозные заповеди. Такая правовая система в той или иной мере присуща для 27 стран, и наиболее характерным примером стран, где она используется, являются мусульманские. В таких странах мусульманское право регулирует по существу все стороны жизни.

Объекты национального права

При рассмотрении национального права необходимо определить правовые возможности реализации международного маркетинга. Для этого целесообразно в отдельности рассмотреть правовые основы регулирования предпринимательской и внешнеэкономической деятельности.

Что касается предпринимательской деятельности, то она регулируется законодательством как отдельных стран, так и законодательством стран-партнеров, а также правовыми нормами, применяемыми в союзах, в которых могут состоять рассматриваемые страны.

Более сложным является регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство может минимально вмешиваться во внешнеэкономическую деятельность объектов хозяйствования и предоставлять им полную свободу осуществления торговли. Может быть и другой подход, когда государство создает неблагоприятные условия для деятельности иностранных предприятий, проводя по отношению к ним политику протекционизма.

Каждая страна или союз стран в той или иной мере формирует законодательную базу, создающую более благоприятные условия для осуществления бизнеса своими фирмами и дискриминирующую иностранные предприятия. Основными инструментами такой дискриминации являются так называемые тарифные и нетарифные барьеры.

Наднациональное право

Наднациональное право определяется совокупностью норм, сформированных отдельными государствами, как правило, в некотором регионе (например, в ЕС).

И качестве норм наднационального права можно рассматривать заключенные отдельными государствами соглашения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность их субъектов хозяйствования. В основе таких соглашений могут быть предусмотрены следующие правовые режимы:

  • режим наибольшего благоприятствования;
  • национальный режим;
  • режим взаимности;
  • режим реторсии.

При режиме наибольшего благоприятствования между отдельными государствами заключается соглашение, согласно которому создаются равные условия для всех государств, их физических и юридических лиц в соответствующей сфере деятельности, оговоренной в подписанном сторонами договоре.

В соответствии с национальным режимом предусматривается наличие единых правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц, независимо от того, принадлежат они данному государству или какому-нибудь иностранному государству, заключившему с первым соответствующий договор. Такой режим наиболее чисто оговаривается в заключаемых договорах о правовой помощи, социальном обеспечении, сохранении авторского права, права на изобретения и товарные знаки.

Если в заключенных договорах между отдельными государствами оговорено, что каждая из сторон предоставляет на ее территории равные права как иностранным, так и местным юридическим и физическим лицам, то такой правовой режим принято считать режимом взаимности.

При правовом режиме реторсии, в случае принятия одним из государств некоторых дискриминационных мер в отношении физических и юридических лиц другого государства, последнее государство принимает аналогичные меры в отношении соответствующих лиц первого. Принятие таких мер государствами преследует своей целью, прежде всего, отмену ранее принятых дискриминационных мер другой стороной.

Международное право

Международное право определяется совокупностью единых норм права, регулирующих внешнеэкономическую деятельность физических и юридических лиц, а также отдельных государств на мировых рынках. Выработкой и унификацией норм международного права занимаются многие международные организации.

К таким организациям относятся:

  • Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
  • Всемирная торговая организация (ВТО);
  • Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА);
  • Международная торговая палата (МТП);
  • Гаагская конференция по международному частному праву;
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Создание и использование единых норм международного права позволяет единообразно осуществлять правоприменительную практику во внешнеэкономической деятельности и устранять существующие различия в ее правовом регулировании. Среди таких норм обычно выделяют нормы, определяющие:

  • торговое право;
  • хозяйственное право;
  • трудовое право;
  • налоговое законодательство;
  • право интеллектуальной собственности;
  • право международной маркетинговой деятельности.
Ключевые слова: Маркетинг, Право
Источник: Акулич. Международный маркетинг
Материалы по теме
Правосубъектность
Якушев А.В., Теория государства и права
Социологическая юриспруденция
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Правовое регулирование экономики
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Политическая среда международного маркетинга
Акулич. Международный маркетинг
Понятие правовой собственности
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 1
Правовое регулирование и правовое воздействие
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
В. С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Методы Интернет-маркетинга
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Оставить комментарий