Правосознание представляет собой область сознания, которая связана с отражением правозначимых явлений, взаимосвязь взглядов и идей, выражающих отношение общества, его индивидуумов непосредственно к праву и законности, их представление о таких понятиях, как правопорядок, правомерное и неправомерное.
Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:
- оно не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;
- всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;
- не может существовать без своего конкретного носителя — конкретной человеческой личности, групп, коллективов, по признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.
Правосознание подразделяется следующим образом.
Общественное правосознание — область общественного сознания, которая отражает правозначимые явления общественного бытия.
Групповое правосознание, которое зависит от интересов каких-то групп, в том числе и противоречащих общественным интересам. Это означает, что групповое правосознание может быть и асоциальным.
Индивидуальное правосознание, которое определяется правосознанием личности, условиями ее бытового формирования, потому может быть представлено на различных уровнях. Обычно рассматриваются элементарный уровень (согласование конкретной правозначимой деятельности личности с понятием о нормах правомерного поведения) и высший уровень (определенная система взглядов на правовую систему в целом).
На основе общих представлений о должном поведении создаются модели поведения в обществе, которое регулируется правовыми нормами. Такое поведение называется правоприменительным и подразделяется на следующие группы:
- правоисполнительное, при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;
- правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;
- законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три основных компонента:
- интеллектуальный (познавательный) — характеризуется суммой правовых знаний и умений;
- оценочный (эмоциональный) — характеризуется оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное);
- поведенческий (эмоционально-волевой) — предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
Если правосознание сформировалось только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний), то это далеко не всегда сможет обеспечить правомерное поведение. Так человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и, тем не менее, будет его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение. Человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Противоречия между индивидуальным и общественным правосознанием, как отмечает в своих работах В.Л. Васильев, имеют объективную основу. Эти противоречия наблюдаются в структуре производительных сил и производственных отношений, в формах управления, в отношениях между коллективами и отдельными людьми и связаны со столкновением противоположных взглядов и действий людей, с их борьбой за осуществление поставленных целей. Воспользуемся примером, который приводит В.Л. Васильев.
В одной камере следственного изолятора находились двое заключенных. Первый обвинялся в хищении социалистической собственности в особо крупных размерах. Под давлением собранных улик, признавая в значительной части свою вину, этот человек говорил, что, совершая преступление, он заботился, главным образом, о своей семье и в особенности о детях, которые благодаря этим «заботам» ни в чем не нуждались.
Второй заключенный обвинялся помимо других преступлений в злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание четверых детей в двух покинутых им семьях. Он также частично признавал свою вину и в качестве смягчающего обстоятельства отмечал, что всю жизнь работает на пользу общества, является честным тружеником, а в семейной жизни ему не повезло из-за дурных свойств характера его бывших спутниц жизни.
Оба заключенных постоянно конфликтовали между собой: первый обвинял второго в «безнравственном» поведении, забвении собственных детей и т.п.; второй обвинял первого в стяжательстве и «забвении» государственных интересов во имя мещанского благополучия. Оба считали себя правыми.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой каждой личности, ее правовой просвещенностью.