Правовое регулирование информационных отношений

В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Предпринимательская деятельность как один из видов общественной деятельности не может существовать без информационного обеспечения, правовое регулирование которого и будет рассмотрено в данной главе.

В соответствии с п. «и» ст. Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации. ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128), определяет понятие таких видов информации, как служебная и коммерческая тайна (ст. 139).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 (далее - Закон об информации).

В соответствии со ст. 1 Закон об информации регулирует отношения, возникающие:

  • при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
  • при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
  • при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных отношениях и информатизации.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»1 (далее - Закон о коммерческой тайне)регулирует отношения , связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Цели Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»2: создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства; защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене; зашита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Нормы, регулирующие информационные отношения, которые возникают при осуществлении разных видов предпринимательской деятельности, содержатся в специальном законодательстве: в Федеральных законах «О рекламе», «О рынке ценных бумаг», «О техническом регулировании», «О бухгалтерском учете», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряде других актов.

В субъектах РФ приняты свои законы, регулирующие информационные отношения на территории соответствующего субъекта РФ. При этом следует подчеркнуть, что законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об информации. В качестве примера такого акта приведем Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-03 «Об информации и информатизации в Московской области».

В Москве на законодательном уровне урегулированы отношения, возникающие в связи с формированием и использованием информационных ресурсов города. Это Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».

Большую роль в регулировании информационных отношений играют подзаконные нормативные акты. Среди них необходимо назвать Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Регулирование соответствующих вопросов информации осуществляется и актами федеральных органов исполнительной власти: Росстата, ФНС России, Минфина России, Минэкономразвития России и др.

Темы: Информация, Право
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Право собственности на информационные ресурсы
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Основные свойства правосознания
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО...
Гражданское общество и право
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Правовая среда бизнеса
Основы финансового менеджмента Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович 12-е издание
Механизм международно-правового регулирования
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Применение права
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Структура административно-правовых отношений
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Оставить комментарий