В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Предпринимательская деятельность как один из видов общественной деятельности не может существовать без информационного обеспечения, правовое регулирование которого и будет рассмотрено в данной главе.
В соответствии с п. «и» ст. Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации. ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128), определяет понятие таких видов информации, как служебная и коммерческая тайна (ст. 139).
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 (далее - Закон об информации).
В соответствии со ст. 1 Закон об информации регулирует отношения, возникающие:
- при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
- при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
- при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных отношениях и информатизации.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»1 (далее - Закон о коммерческой тайне)регулирует отношения , связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Цели Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»2: создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства; защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене; зашита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Нормы, регулирующие информационные отношения, которые возникают при осуществлении разных видов предпринимательской деятельности, содержатся в специальном законодательстве: в Федеральных законах «О рекламе», «О рынке ценных бумаг», «О техническом регулировании», «О бухгалтерском учете», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряде других актов.
В субъектах РФ приняты свои законы, регулирующие информационные отношения на территории соответствующего субъекта РФ. При этом следует подчеркнуть, что законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об информации. В качестве примера такого акта приведем Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-03 «Об информации и информатизации в Московской области».
В Москве на законодательном уровне урегулированы отношения, возникающие в связи с формированием и использованием информационных ресурсов города. Это Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».
Большую роль в регулировании информационных отношений играют подзаконные нормативные акты. Среди них необходимо назвать Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
Регулирование соответствующих вопросов информации осуществляется и актами федеральных органов исполнительной власти: Росстата, ФНС России, Минфина России, Минэкономразвития России и др.