Права человека и права гражданина

Развитие идей правовой государственности сопровождалось выделением ключевой, основополагающей проблематики. Был разработан ряд принципов правового государства: разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства, построение государственной и общественной жизни на принципах права, которые в совокупности должны были обеспечить приоритет прав человека. Высокая степень привлекательности правового государства заключается в том, что для него характерна неотделимость прав человека от провозглашаемых принципов, что, в свою очередь, позволяет осуществить оптимальный режим отношений между личностью и государством, обеспечив реальные права и свободы человека, выступающие противовесом всесилию государственной власти.

Выделение различий в понимании прав человека и прав гражданина явилось результатом, с одной стороны, развития правовой теории, с другой стороны, итогом буржуазных революций, закрепивших в законодательных актах важнейшие общечеловеческие ценности. Так, в правовой науке было выработано понятие правового статуса человека и гражданина, который понимался как система прав и обязанностей, закрепленных в конституциях или иных нормативно-правовых актах. Объем этих прав зависел от того, в какой роли выступал индивид: в роли человека или гражданина.

Впервые в истории были определены и зафиксированы нормативно-правовыми актами различия между человеком и гражданином в Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

К чему сводится и какой смысл вкладывается в такое разграничение? Принципиальное различие сводится к следующему: если мы упоминаем о правах человека, то это подразумевает «каждый имеет право», «каждому гарантировано». Таким образом, любому человеку в условиях правового государства гарантируется признание его прав и свобод. Человек имеет реальную возможность автономно реализовать свои частные интересы в рамках гражданского общества, опираясь на естественные (неотчуждаемые) права человека, имманентно ему присущие от рождения. Правовое государство воздерживается от вмешательства в дела гражданского общества и гарантирует таким образом соблюдение прав человека, обеспечивая самореализацию и независимость личности. Согласно теории правового государства, источником позитивного права является естественное право, а возникающие противоречия между ними решаются в пользу последнего.

Права гражданина — это преимущественно права и обязанности, охватывающие сферу взаимодействия индивида с государством (сфера публичных интересов). Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством, которая предполагает как содействие последнего в реализации гражданских прав, так и их ограждение от незаконного вмешательства. Такой подход был неприемлем для советского конституционализма, который руководствовался постулатом, что государство «дарует» права гражданам, в силу чего и те и другие подлежат его тотальному контролю и вмешательству. Вопрос о правах человека игнорировался.

Современная правовая наука кроме понятий «права человека» и «права гражданина» различает «права и свободы человека», «основные (конституционные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права».

Согласно современным представлениям, права и свободы с позиций системы гарантий права признаются идентичными, в то же время содержательно понятие «свобода» подразумевает более широкий спектр индивидуального выбора по отношению к понятию права, которое фиксирует лишь конкретные действия человека.

Права человека в современной трактовке различаются:
• по времени возникновения (поколения прав человека);
• по сферам жизнедеятельности: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Рассмотрим данные структурные образования.

Поколения прав человека различают по времени их возникновения, выделяют три поколения.

1. Первое поколение прав человека включает традиционные ценности классического либерализма — личные (гражданские) права, которые олицетворяли «негативную свободу» (индивидуализм) и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего эти права.

2. Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий социал-демократии, неолиберализма и неоконсерватизма, которые предписывают государству ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать для всех достойное человека существование. Значительную роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права: право на труд и выбор профессии, право на отдых и досуг, социальное обеспечение, право на образование и пользование достижениями культуры, защита материнства и детства и др. Все это нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и существенно расширило каталог прав человека.

3. В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссионность их природы, общепризнанными являются коллективные права, выражающие общую солидарность (права солидарности): право на мир, на здоровую экологию, на всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых прав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Диалектика взаимодействия и взаимосвязи прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права в своем проявлении не должны ущемлять права индивида.

Личные (гражданские) права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида (гражданина) как члена гражданского общества. Эти права изначально имели статус «естественных и неотчуждаемых прав», поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Напротив, эти права ВЫПОЛНЯЛИ роль границы зоны действия частных интересов, признаваемой государством как «заповедная зона» невмешательства, гарантирующая гражданину возможность свободного волеизъявления и самоопределения.

Современная правовая наука считает недостаточной позицию государства лишь воздерживаться от вмешательства в сферу частных интересов и предполагает его активность и содействие при практической реализации прав граждан. Такими правоустановлениями руководствуется, в частности, Европейский суд по правам человека.

Традиционно к личным (гражданским) правам относят: право на жизнь и личное достоинство; право на свободу и неприкосновенность личности, частной жизни и жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и языка общения; тайну переписки и телефонных переговоров.

Весь этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

Политические права и свободы относят к субъективным правам граждан, которые обеспечивают их участие в общественно-политической жизни государства. В правовой науке их подразделяют на:
• политические права по участию в деятельности государства и его органов посредством механизмов демократии (избирательные права, право участвовать в управлении государством);
• политические права по участию в жизни общества (свобода слова и печати, собраний и митингов).
Политические права и свободы апеллируют к гражданским качествам человека, активного участника политического процесса, охватывающего взаимодействие гражданина, общества и государства. Таким образом, политические права и свободы связывают с понятием гражданина, а объем его прав, в свою очередь, по отношению к правам человека будет значительно уже.

В антидемократических режимах, используя мнимый конституционализм (отсутствие механизмов и гарантий осуществления прав и свобод), провозглашают политические права и свободы с целью комуфляжа безраздельного всевластия государства. В современных демократических государствах, опирающихся на реальный конституционализм и идею правового государства, политические права и свободы граждан являются базовыми ценностями.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения.

Этот блок прав и свобод в большей степени зависит от уровня развития экономики и состояния ресурсной базы, чем от политико-правовых координат общества. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с гражданскими и политическими правами.

К экономическим правам относят: право на труд; право на собственность; право на свободу экономической деятельности; право на забастовки и др.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание); право на жилище.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека с позиций его автономного, свободного волеизъявления. Это следующие права: право на образование, право на доступ к культурным ценностям; право свободного участия в культурной жизни общества, включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на пользование результатами научного прогресса; право создавать профессиональные союзы.

Следует отметить, что существуют объективные трудности даже для социальных типов государств при обеспечении экономических, социальных и культурных прав человека. С одной стороны, возникает проблема границ и пределов вмешательства государства в рыночную экономику с целью перераспределения доходов на принципах справедливости в контексте прав человека. С другой — не все социальные проблемы возможно решить правовым регулированием, часть из них базируется на нравственных и иных основаниях. Так, категория «бедность» имеет кроме экономической, социальной, культурной и нравственную составляющую.

Задача демократического государства состоит не только в том, чтобы гарантировать весь каталог прав и свобод человека, опираясь на политико-правовые и социальные программы, но и минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально-экономические процессы. В современных условиях эту задачу наиболее успешно осуществляет новый тип государственности — социальное государство.

Источник: 
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Темы: