Понятие политического режима

Содержание понятия «политический режим». Политическая власть многообразна по формам и средствам своего проявления. Для того чтобы отразить различные аспекты ее функционирования, используют ряд понятий: «форма правления», «политический режим», «политическая система».

Чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния и принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Но не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, конституционные монархии в Швеции, Норвегии, Бельгии более демократичны, чем республики в других странах. В Германии 30-х годов XX в. форма правления была республиканской, однако характер власти был диктаторским.

В связи с этим появилась потребность в определении функционального аспекта государственной власти, т.е. в учете тех средств и методов, с помощью которых она регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

В европейской политической науке понятие «политический режим» является базисным, тогда как в американской предпочтение отдается (по фундаментальности) категории «политическая система». Несмотря на длительное использование понятия «политический режим», за ним не закрепилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют понятие «политический режим», отождествляя его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность объяснения двумя разными понятиями одних и тех же политических явлений. На наш взгляд, термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: политическая система выражает характер взаимосвязи политики и экономики, социальной, культурной и других сфер жизни общества, а политический режим выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой функциональный «срез» политической системы и складывается из политического курса, который избирается держателями верховной власти, и политической деятельности для его осуществления.

Некоторые исследователи ограничивают содержание политического режима (формой правления. Согласно данной точке зрения классификация политических режимов должна строиться на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу обычно выделяются следующие типы режимов: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Однако подобное толкование политического режима не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы давления и т.д. С этой точки зрения форму правления было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным определением политического режима считается определение, данное французским политологом Ж.-Л. Кермонном:

Под политическим режимом понимается совокупность элементов

идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период

К числу элементов политического режима он относил следующие:

  1. принцип легитимности;
  2. структуру институтов;
  3. систему партий;
  4. форму и роль государства.

Элементы политического режима

Рассмотрим значение некоторых компонентов политического режима, поскольку ряд других, например форму и роль государства, целесообразнее раскрыть в теме «Государство как институт политической системы» (рис. 8.1).


Принцип легитимности. Вообще проблемы легитимности (смысл понятия «легитимность» и принципа легитимности политической власти, типы легитимности, функция легитимации политического лидера) рассматривались ранее. Поэтому здесь речь пойдет только о принципе легитимности как элементе политического режима.

Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. По определению американского политолога X. Линца, принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и

убеждение в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться

Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется в том случае, если эти решения соответствуют или хотя бы не противоречат ценностям, разделяемым большинством членов общества.

Обычно различают два уровня легитимности: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный уровень легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В этом случае власть опирается на поддержку народа, соответствует его устремлениям. При горизонтальном уровне легитимности режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты. Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управляемых) по базовым ценностям, на которых осуществляется функционирование власти, т.е. при наличии у него одновременно горизонтальной и вертикальной легитимности.

Структура институтов. Индивидуальные устремления могут приобретать роль решающих факторов общественного развития тогда, когда они выражаются в деятельности политических институтов. Именно политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические действия, политические решения, влияющие на ход социальных изменений. Это преобразование осуществляется через партии, группы давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации и т.д.), наконец, через самый важный институт политического режима — государство. В конечном счете эффективность политического режима зависит от организации государственной власти и тех принципов, на которых взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной властей. Принципы определяют конкретную структуру государственной власти и полномочия ее органов. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, т.е. господствующими в обществе идеалами, ценностями и представлениями. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путем прямого или косвенного волеизъявления народа, т.е. всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме этого, взаимоотношения между институтами законодательной, исполнительной и судебной властей могут основываться на принципе слияния (абсолютная монархия), принципе жесткого разделения (президентская республика) и принципе сотрудничества законодательной и исполнительной властей (парламентская республика).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные, черты монархического правления в Швеции, Бельгии, Великобритании, Японии и др. Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и некоторых других), монархии остались почти в неизменном виде.

Монархия как единоличное правление в классическом варианте обладает рядом специфических признаков.

  1. В монархии существует единоличный глава государства (император, царь, король), пользующийся своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха сконцентрирована законодательная, исполнительная и судебная власть.
  2. Власть монарха передается по наследству, и население к акту передачи власти не имеет никакого отношения.
  3. В монархии имеет место юридическая безответственность монарха, т.е. монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютная монархия и конституционная в форме дуалистической и парламентской монархий.

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках монарха и отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть.

Проведение внутренней и внешней политики монарх осуществляет через чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества и представляют собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. Первые парламенты представляли интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и был не вправе изменить монарх.

Конституционная монархия имела две разновидности: парламентскую и дуалистическую.

Парламентская монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха имеет ограничение.

Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть представляет собой правительство во главе с премьер-министром.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом.

Дуалистическая монархия существовала в Германии в 1871 — 1918 гг. Однако в современных условиях эта форма правления практически изживает себя.

Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики, которая является одной из ранних форм правления (окончательно сформировалась еще в Афинском государстве).

Республика представляет собой форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республика характеризуется рядом отличительных признаков.

  1. Высшие органы государственной власти избираются населением на определенный срок. Источник власти — народ, по его поручению осуществляется власть.
  2. Республиканское правление предполагает разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов.
  3. В республике существует юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами взаимоотношений между ними.

Парламентская республика (например, Великобритания, Испания, ФРГ) — это такая форма правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства полностью зависит от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства; президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако президенты не имеют возможности серьезно соперничать с премьер-министрами по вопросу о властных полномочиях.

В президентских системах (например, США, Бразилия, Аргентина) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент не только «держатель» исполнительной власти, но и символический глава государства.

Кроме того, существует смешанная форма правления, как, например, президентско-парламентская республика во Франции, Португалии. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Однако правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае если правительственная программа не получает вотума доверия со стороны парламента, то президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, установленной в стране.

Избирательная система представляет собой совокупность правил, на основе которых граждане (подданные) назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность.

Основными избирательными системами, которые с теми или иными особенностями используются в различных странах, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними заключаются:

  1. в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы;
  2. в количестве партий и их роли;
  3. в способе формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе, основанной на принципе большинства, от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур (например, Великобритания), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов. В тех же странах (например, Франция), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей. В ряде стран (например, США) если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), то он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.

Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает то число мест в парламенте, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Это обшее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Партия, получившая 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (осуществляется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте количество мест, пропорциональное числу поданных за них бюллетеней на выборах.

В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в ФРГ одна половина парламентариев — депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага — на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Особую разновидность избирательной системы представляла собой советская избирательная система. Ее отличительными чертами были: безальтернативность (выдвижение на одно место одного кандидата), отсутствие политической конкуренции, единообразие политических программ кандидатов, формировавшихся монопольно властвующей КПСС. При этом для советской избирательной системы была характерна более высокая по сравнению с другими странами активность избирателей, обычно составлявшая не ниже 90%. Конечно, при известной доле фальсификации следует отметить заинтересованность избирателя, его уверенность в том, что своими действиями (и прежде всего своим участием в выборах) он влияет на ход политических событий. Хотя эта уверенность оказывалась иллюзорной.

Сущность политических режимов определяют партийные системы.

До появления партий институты власти действовали по принципу разделения функций, однако с возникновением партий ситуация изменилась. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей лишь в символ, а на практике они, как правило, единолично определяют политический курс, способы его реализации.

Однако важно отметить и то, что роль партий в парламентской и президентской республиках несколько различна. В парламентских демократиях правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партии необходимы единство действий, строгая дисциплина в ее рядах. Победившая партия или коалиция (объединение, союз) партий формирует правительство, и без ее одобрения член партии (депутат парламента) не может войти в кабинет министров.

В президентской республике формирование институтов законодательной и исполнительной ветвей власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. В связи с этим влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.

Ключевые слова: Политический режим
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Политический режим
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Понятие политического режима и его типы
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Классификация политических режимов
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политические режимы
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Сущность и особенности политического режима
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Формы правления и политические режимы
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Федерализм и политические режимы
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева И90 История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий