Политические режимы

1. Понятие «политический режим».

Понятие «политический режим» широко используется в политической науке для качественной характеристики политических систем. Однако до настоящего времени отсутствуют не только общепринятое определение этого понятия, но и единый методологический подход к раскрытию его содержания. С методологической точки зрения можно выделить два основных подхода, значительно различающихся между собой.

Институциональный (политико-правовой) подход означает отождествление политического режима с формой правления или государственного строя. При этом в качестве отличительной особенности политического режима выступают характер разделения власти в государстве, соотношение ее ветвей и механизмы их взаимодействия.

Социологический подход к раскрытию содержания понятия «политический режим» представлен в современной политологии гораздо шире. Он связан с анализом реально сложившихся связей между обществом и государством, которые не обязательно соответствуют предписаниям конституции или иных правовых актов. Но при столь широком видении проблемы значительные разногласия возникают по поводу того, какие характеристики этих связей стоит выделять как наиболее существенные.
При всех различиях в подходах к определению рассматриваемого понятия реальный анализ политических режимов всегда включает следующее: а) изучение субъектов власти; б) рассмотрение ее структуры; в) выявление методов и форм осуществления власти; г) оценку глубины проникновения государства в гражданское общество.

Политический режим — система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти, отражающая уровень политической свободы в обществе.

2. Типология политических режимов.

Политические режимы традиционно подразделяют на демократические и недемократические. Среди первых выделяют парламентские и президентские режимы, среди вторых — авторитарные и тоталитарные.
Такой подход к выполнению типологии политических режимов сформировался на Западе в годы «холодной войны» и во многом был обусловлен потребностями идеологической борьбы между двумя социально-экономическими системами.

Под демократическим политическим режимом понимают режим, имеющий следующие основные особенности:
• выборность, периодическая сменяемость и подотчетность всех органов власти гражданам государства;
• наличие системы разделения власти и взаимное ограничение полномочий органов власти внутри этой системы;
• верховенство закона и подчинение ему не только отдельных граждан, но и всех без исключения органов власти;
• равенство граждан в политической сфере, возможность для каждого из них делать самостоятельный и свободный выбор;
• безусловное уважение прав и свобод личности, гарантия осуществления которых и есть главная задача политической системы общества;
• политический и идеологический плюрализм и терпимость, гарантии защиты прав меньшинства.
Характерными чертами авторитарного политического режима признаются следующие:
• концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы лиц (как правило, небольшой);
• неограниченность власти и ее неподконтрольность гражданам;
• опора на силу, обладание достаточной силой, чтобы принудить граждан к повиновению;
• ограничение и строгая регламентация политических прав, поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
• недопущение существования реальной оппозиции, использование репрессивного аппарата против политических противников;
• сохранение свободы в экономической сфере.

В качестве отличительных признаков тоталитарного политического режима обычно называют следующие:
• наличие официальной идеологии, согласно которой должен жить каждый член общества и которая определяет жизнь общества в целом;
• существование единственной массовой политической партии;
• создание системы жесткого политического контроля, с помощью которой осуществляется и удерживается власть;
• реализация со стороны партии монополии на контроль всех средств массовой информации;
• монополия партии на контроль над вооруженными силами и другими силовыми структурами;
• централизованный контроль и руководство над всей экономикой с помощью бюрократической координации.

Начиная с 1970-х годов представленная типология стала подвергаться обоснованной критике как недостаточная для описания всего разнообразия политических режимов и искусственно объединяющая режимы, имеющие качественные различия.

Для более детальной классификации политических режимов предлагается учитывать следующие факторы:
• характер борьбы за лидерство между фракциями властвующей элиты;
• типы элиты по признаку наличия или отсутствия внутренней дифференциации (монолитная или внутренне дифференцированная элита);
• уровень участия масс в политике.

При таком подходе можно выделить следующие режимы.
• Традиционный режим имел место во всех странах мира на определенных этапах развития. В настоящее время сохраняется в Саудовской Аравии, большинстве стран Персидского залива.
• Эталитарно-авторитарный (он же коммунистический, он же партийно-коммунистический) режим возникает в условиях политического пробуждения масс, но в отличие от популистских режимов, которые заставляют массы фактически смириться с существующим положением, в корне изменяет экономическую и социальную систему. При этом участие масс в политике регулируется элитой.
• Авторитарно-бюрократический режим (две основные формы в настоящее время: военный режим и популистский режим) — форма авторитарного правления, где либо власть принадлежит военным, либо они выступают как главная опора гражданской администрации.
• Инэгалитарно-авторитарный режим — фашистский, национал-социалистический режим, в отличие от коммунистического, строится на идее неравенства, политическая активность масс направляется против «внешнего» для данного общества и государства врага.
• Соревновательная олигархия возникает в процессе модернизации, иногда именуется стабильной, ограниченной демократией, опирается на систему цензовых выборов или договоры между группировками властвующей элиты. Как правило, режимы этого типа возникают при необходимости прекращения гражданской войны.
• Либеральная демократия — режим, опирающийся на уважение человека и соблюдение его прав.

3. Пути смены политических режимов.

В развитии общества возможны следующие основные пути смены политических режимов.
1. Реформы сверху — верховная власть в силу сложившихся обстоятельств или давления оппозиции сама изменяет форму правления.
2. Реформы снизу — в результате резко возросшей активности народа, консолидации различных сил, выступающих против существующего режима, власть уходит в отставку или под сильным давлением масс вынуждена сложить свои полномочия.
3. Соглашение (компромисс, консенсус) — достигается договоренность между различными политическими силами (правящая партия + оппозиция + теневой кабинет + общественное мнение и т. д.) и в итоге изменяется форма правления.
4. Вмешательство внешних сил (экономическая блокада, угроза применения силы, инспирированный переворот, война) — под угрозой внешних обстоятельств изменяется политический режим.

Источник: 
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Темы: