Понятие и виды форм государственного управления

Государственное управление имеет свое содержание и форму. Содержание государственного управления составляют выполняемые органами и должностными линями управленческие функции. Осуществление этих функций воплощается в конкретных действиях субъектов, которые и являются формами государственного управления.

Форма государственного управления — это внешне выраженное действие органа государственного управления (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Признаки форм государственного управления:
1) раскрывают внешнюю сторону государственного управления, показывают, как внешне проявляется государственное управление;
2) это конкретные действия (решения), осуществляемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности (одностороннее властное решение, соглашение, выдача документов и т. д.):
3) действия специально уполномоченных субъектов государственного управления (органов исполнительной власти, их структурных подразделений, должностных лиц, государственных служащих и т. д.);
4) действия осуществляются строго в пределах компетенции того или иного органа (должностного лица);
5) эти действия влекут определенные последствия (например, приказ ректора о зачислении гражданина на 1 курс университета влечет возникновение конкретного административного правоотношения между университетом и гражданином).

В зависимости от последствий выделяют следующие виды форм государственного управления:
1) правовые — внешне выраженные действия соответствующих субъектов государственного управления, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий: - акт управления (подзаконное официальное решение, принятое органом государственного управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия): • административный договор — основанное на административно-правовых нормах и заключаемое в публичных интересах в результате добровольного согласования воли субъектов административного права соглашение, хотя бы одной из сторон которого является орган государственного управления (должностное лицо), устанавливающее взаимные права и обязанности его участников;
• иные юридически значимые действия — внешне выраженные действия уполномоченных субъектов государственного управления, которые непременно влекут юридические последствия, но не могут быть отнесены ни к актам управления, ни к административным договорам (регистрация граждан по месту жительства или пребывания, осуществление обязательной государственной регистрации, лицензионная деятельность, выдача официальных документов (водительское удостоверение и др.));
2) неправовые — предусмотренные нормативными правовыми актами внешне выраженные действия соответствующих субъектов государственного управления, совершение которых непременно юридических последствий не влечет:
• организационные действия — организационная деятельность органов управления (должностных лиц), направленная на повышение эффективности управленческой деятельности (проведение совещаний, обсуждений; подбор кадров; обмен опытом работы; разработка методических рекомендаций; составление прогнозов; проведение исследований и т. д.);
• материально-технические операции — действия, направленные на обеспечение управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства; подготовка к изданию нормативных правовых актов и т. д.).

Выбор конкретных форм государственного управления определяется характером компетенции данного органа, задачами и функциями его деятельности, особенностями объекта управления и другими обстоятельствами. Эффективность управленческой деятельности зависит от умелого сочетания различных правовых и неправовых форм государственного управления.

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.