Обеспечение законности в сфере государственного управления предполагает деятельность специально уполномоченных субъектов, граждан, организаций по недопущению в деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти нарушений требований нормативных правовых актов, предупреждение правонарушений, выявление причин и условий, их порождающих, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Способы обеспечения законности — совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления (И. В. Макарейко).
Основными способами обеспечения законности являются государственный контроль и государственный надзор.
Государственный контроль — деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления в его деятельности нарушений законности и целесообразности.
Особенности государственного контроля:
- деятельность осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции;
- контрольные и подконтрольные органы, как правило, находятся в отношениях организационной соподчиненности;
- состоит в проведении уполномоченными органами и должностными лицами специальных проверок, поисковых действий с целью выявления нарушений законности, предупреждения правонарушений и недопущения наступления вредных последствий от неправомерной деятельности объекта контроля, а также имеют полномочия по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- подконтрольный объект проверяется как с точки зрения законности деятельности, так и с точки зрения целесообразности деятельности;
- по результатам контрольных мероприятий органы вправе применять меры дисциплинарной и материально-право вой ответственности:
- контрольные мероприятия способствуют организации наиболее рационального и эффективного режима функционирования подконтрольного объекта.
Деятельность по государственному контролю опирается на принципы законности, объективности, независимости, гласности, экономичности, сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны.
Виды государственного контроля:
в зависимости от объема и содержания:
- общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта)
- и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу, например, финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.);
по своей направленности:
- внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу)
- внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа);
в зависимости от стадий осуществления деятельности:
- предварительный,
- текущий,
- последующий;
в зависимости от временного режима контрольной деятельности:
- постоянный (систематический)
- временный (периодический);
по субъектам:
- контроль Президента РФ,
- контроль органов представительной (законодательной) власти.
- контроль органов исполнительной власти; и др.
Государственный надзор — деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц (И. В. Макарейко).
Особенности государственного надзора:
- деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц (например, функцию надзора в установленной сфере деятельности выполняют федеральные службы, государственные инспекции субъекта Федерации);
- органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях организационной подчиненности; надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
- поднадзорный объект проверяется исключительно с точки зрения законности деятельности;
- состоит в проведении уполномоченными органами и должностными лицами проверок соблюдения объектами надзора специальных норм и правил, осуществления постоянного наблюдения за объектом, а также реагирование на заявления и жалобы граждан и других субъектов;
- по результатам надзорных мероприятий органы вправе применять различные меры административного принуждения (например, выдача предписаний об устранении нарушений закона) и административной ответственности.
Виды государственного надзора: административный (вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами специальных норм и правил в той или иной сфере государственного управления) и прокурорский (деятельность органов и должностных лиц прокуратуры РФ по надзору за исполнением Конституции РФ и законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов).
Среди способов обеспечения законности выделяют также судебный контроль, общественный контроль, обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц и др.