Национальные модели корпоративного управления

Модель корпоративного управления включает следующие элементы:
- состав ключевых участников;
- круг заинтересованных лиц;
- структура акционерного капитала;
- состав и полномочия совета директоров или иного коллегиального органа управления;
- нормативное обеспечение деятельности;
- требования к открытию информации;
- действия, требующие одобрения акционеров;
- механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

Национальные модели корпоративного управления складываются многими десятилетиями. На этот процесс влияют следующие факторы:
- конкретная структура владения акциями корпорации;
- специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений в инвестиции;
- соотношение источников финансирования корпораций;
- макроэкономическая ситуация и экономическая политика;
- политическая система;
- правовая система и культура;
- сложившаяся практика деловых отношений;
- традиции;
- степень вмешательства государства в экономику.

Как было показано в предыдущей главе, в настоящее время существуют две основные модели корпоративного управления -так называемые инсайдерская и аутсайдерская. Первая наиболее широко распространена в континентальной Европе; вторая - в США и Англии. В соответствующих странах они обладают конкретной спецификой, обусловленной историческими условиями их становления и развития, особенностями менталитета.

Кроме того, можно говорить о промежуточных моделях, содержащих в себе их черты (азиатской, или японской, российской, которая в настоящее время активно формируется и пр.).

Во второй половике XX в. возникла общемировая тенденция к сближению и унификации моделей корпоративного управления, причиной которой стали:
- общая глобализация хозяйственной деятельности и увеличение числа ТНК;
- формирование мировой финансовой системы;
- международные слияния и поглощения;
- широкое внедрение информационных технологий;
- общие интеграционные процессы в мире.

Этот процесс во многом осуществляется на принципах партнерства и взаимной ответственности с обществом.

Источник: 
Веснин В.Р., Корпоративное управление