Сущность корпоративного управления

Основной экономической причиной возникновения проблемы корпоративного управления как таковой является отделение владения от непосредственного управления собственностью. В результате такого отделения неизбежно возрастает роль наемных менеджеров, осуществляющих непосредственное управление деятельностью компанией, вследствие чего возникают различные группы участников отношений, складывающихся в связи с таким управлением, каждая из которых преследует свои собственные интересы.

Корпоративное управление означает, таким образом, комплекс правил, культуру, обеспечивающую такое управление корпорацией и контроль над ней, при которых она действует строго в интересах акционеров и других заинтересованных сторон: сотрудников, населения близлежащих населенных пунктов, клиентов и поставщиков.

Система корпоративного управления (правления) (Corporate Governance) включает выборные и назначенные органы, осуществляосуществляющие
управление деятельностью компании, отражает баланс интересов собственников и менеджеров и направлена на обеспечение максимально возможной прибыли от всех видов деятельности компании в рамках норм действующего законодательства.

Главная функция корпоративного менеджмента в рассматриваемом контексте -— обеспечить работу компании в интересах акционеров (инвесторов), предоставивших компании финансовые ресурсы, а также в той или иной мере других заинтересованных групп, если такие представлены в системе данной компании.

Корпоративный менеджмент предполагает наличие определенных правил «корпоративного поведения», т.е. неких общих правил, которые позволили бы потенциальным инвесторам получить полную и ясную картину о том, на основе каких управленческих принципов действует та или иная компания, кто является ее владельцем, какова степень эффективности ее работы, с тем чтобы в сжатые сроки и без значительных затрат принять решение о том, вкладывать в нее свой капитал или нет. Совокупность таких правил составляет сущность системы корпоративного управления.

В формировании общих подходов и принципов корпоративного управления активно участвуют не только правительственные органы большого числа стран, но и негосударственные (общественные, предпринимательские) организации и группы. Если усилия государственных органов направлены прежде всего на совершенствование законодательства с целью закрепления обязательности определенных стандартов раскрытия информации и защиты прав акционеров, то деятельность деловых кругов и других негосударственных структур и групп направлена на формирование правил и процедур корпоративного управления, которые были ли бы добровольно приняты большей частью делового сообщества, соответствовали бы признанным международным принципам.

Результатом такой работы стало появление в различных странах так называемых кодексов корпоративного правления (управления ) — свода добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. Основу содержания кодексов корпоративного правления (кодексов «образцовой практики») составляют рекомендации, касающиеся организации, принципов и технологии деятельности совета директоров, который рассматривается как основной и наиболее действенный механизм корпоративного управления. Подробно о нормах и кодексах корпоративного управления.

Источник: 
Корпоративный менеджмент