Сущность корпоративного управления

Основной экономической причиной возникновения проблемы корпоративного управления как таковой является отделение владения от непосредственного управления собственностью. В результате такого отделения неизбежно возрастает роль наемных менеджеров, осуществляющих непосредственное управление деятельностью компанией, вследствие чего возникают различные группы участников отношений, складывающихся в связи с таким управлением, каждая из которых преследует свои собственные интересы.

Корпоративное управление означает, таким образом, комплекс правил, культуру, обеспечивающую такое управление корпорацией и контроль над ней, при которых она действует строго в интересах акционеров и других заинтересованных сторон: сотрудников, населения близлежащих населенных пунктов, клиентов и поставщиков.

Система корпоративного управления (правления) (Corporate Governance) включает выборные и назначенные органы, осуществляет осуществляющие управление деятельностью компании, отражает баланс интересов собственников и менеджеров и направлена на обеспечение максимально возможной прибыли от всех видов деятельности компании в рамках норм действующего законодательства.

Главная функция корпоративного менеджмента в рассматриваемом контексте -— обеспечить работу компании в интересах акционеров (инвесторов), предоставивших компании финансовые ресурсы, а также в той или иной мере других заинтересованных групп, если такие представлены в системе данной компании.

Корпоративный менеджмент предполагает наличие определенных правил «корпоративного поведения», т.е. неких общих правил, которые позволили бы потенциальным инвесторам получить полную и ясную картину о том, на основе каких управленческих принципов действует та или иная компания, кто является ее владельцем, какова степень эффективности ее работы, с тем чтобы в сжатые сроки и без значительных затрат принять решение о том, вкладывать в нее свой капитал или нет. Совокупность таких правил составляет сущность системы корпоративного управления.

В формировании общих подходов и принципов корпоративного управления активно участвуют не только правительственные органы большого числа стран, но и негосударственные (общественные, предпринимательские) организации и группы. Если усилия государственных органов направлены прежде всего на совершенствование законодательства с целью закрепления обязательности определенных стандартов раскрытия информации и защиты прав акционеров, то деятельность деловых кругов и других негосударственных структур и групп направлена на формирование правил и процедур корпоративного управления, которые были ли бы добровольно приняты большей частью делового сообщества, соответствовали бы признанным международным принципам.

Результатом такой работы стало появление в различных странах так называемых кодексов корпоративного правления (управления ) — свода добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. Основу содержания кодексов корпоративного правления (кодексов «образцовой практики») составляют рекомендации, касающиеся организации, принципов и технологии деятельности совета директоров, который рассматривается как основной и наиболее действенный механизм корпоративного управления. Подробно о нормах и кодексах корпоративного управления.

Темы: Корпорации, Управление
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Национальные модели корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Немецкая модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Японская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Методы корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Управление корпорациями
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Англо-американская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Российская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Оставить комментарий