В качестве объекта корпоративного управления (менеджмента) выступает предпринимательская (хозяйственная) деятельность компании в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т.д.). Если эта деятельность направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи корпоративного менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
В основе корпоративного управления (менеджмента) лежит система правил, определяемых:
- законодательными нормами корпоративного управления (законами, указами, инструкциями, постановлениями);
- кодексом корпоративного управления, представляющим свод добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений в компании;
- корпоративными стандартами управления, описывающими порядок управления бизнес-процессами, ресурсами, персоналом, информацией и прочими аспектами функционирования компании.
Закончим рассмотрение структуры и основных категорий корпоративного менеджмента определением ключевых факторов эффективности корпоративного менеджмента. Основными факторами эффективного корпоративного управления (менеджмента) являются:
- постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегии развития компании и бизнеса, соответствующие требованиям потребителей результатов бизнеса (отдельных людей, общностей, компаний, рыночной среды, общества в целом);
- стратегически ориентированная, адаптивная, оптимальная структура компании (бизнес-процессы, организационная структура, структура управления, кадровая структура), обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса (высококачественная продукция в широком смысле слова в требуемом объеме) с минимальными издержками на функционирование бизнеса;
- высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на результат бизнеса и тем самым на качественный, своевременный, экономичный процесс его достижения;
- эффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях;
- продвинутая корпоративная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала. Корпоративная культура — мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать усилия всех структурных подразделений и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии и стратегии.