Общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания, управления и эффективного взаимодействия компаний (корпораций), получило наименование «корпоративное управление». Корпоративное управление — сравнительно новая область исследований. Первая книга под названием Corporate Governance («Корпоративное управление») вышла в 1984 г.; в 1993 г. начал выходить теоретический журнал Corporate Governance — an International Review.
Последующие годы становления и развития корпоративного управления в различных корпорациях и странах привели к появлению большого количества определений корпоративного управления, учитывающих как особенности конкретных корпораций, так и национальные отличия страны или региона действия корпорации. Объединяющим моментом в формировании принципов корпоративного управления следует считать принятие «Принципов корпоративного управления ОЭСР» на уровне министров стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития в мае 1999 г. Во вступлении к названному документу говорится: «Одним из ключевых элементов повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление определяет также рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и администрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль, тем самым подталкивая фирмы к более эффективному использованию ресурсов».
Наиболее соответствующее условиям России определение корпоративного управления предложили американские ученые и практикующие консультанты Шейла Паффер и Даниел МакКарти: «Корпоративное управление — это один их тех терминов, которые каждый понимает по-своему, но при этом все согласны, что хорошее корпоративное управление требует высоконравственного поведения менеджеров, членов совета директоров и акционеров... Корпоративное управление включает в себя правила, политику, институты, отношения и поведение всех тех, кто находится у власти в корпорациях и ответственен за них».
В период 2002—2005 гг. в России при поддержке Международной финансовой корпорации и министерства торговли США с участием российских компаний и специалистов был успешно реализован проект «Корпоративное управление в России».
Результатом такого сотрудничества явилось первое в России руководство, охватывающее все аспекты отечественной практики корпоративного управления. В него включены примеры внедрения стандартов корпоративного управления, руководство по выполнению директорами и менеджерами своих обязанностей в сфере управления компаниями, описание порядка работы органов управления, а также ссылки на российский Кодекс корпоративного поведения и признанные международной практикой принципы корпоративного управлении. Пособие ориентировано на директоров, менеджеров высшего типа и акционеров российских компаний, стремящихся усовершенствовать систему корпоративного управления.
Формирование корпораций в российской экономике является естественным развитием организационно-правовых форм хозяйствования, опирающихся на традиции российского бизнеса и зарубежный опыт.
Российское законодательство об акционерных обществах формировалось с учетом массового принципа построения корпораций, поэтому оно в большей степени опирается на американский принцип построения корпораций и имеет следующие отличительные признаки:
• юридическое лицо — акционерное общество является юридическим лицом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде, более того — по российскому праву открытое акционерное общество не может существовать иначе как в виде юридического лица;
• ограниченная ответственность — закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», хотя отметим, что юристы очень оживленно дискутируют по определению «ответственность в пределах стоимости принадлежащих акционерам акций»;
• бессрочное существование — общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
• свободная передача акций — акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества;
• централизованное управление корпорацией — несмотря на обязательность формирования совета директоров и исполнительных органов корпорации, российское законодательство предусматривает, что «высшим органом управления общества является общее собрание акционеров».
Также предполагается обязательность устава и четко определенных сведений о корпорации, предусматривается правовая природа акций и собственность на акции.
Прежде чем рассматривать современные основы корпоративного российского права, кратко остановимся на истории российского корпоративного права.
Докорпоративный период в истории нашей страны связан с поисками «своего пути» в экономике, и в том числе в управлении предприятиями. Первые попытки создать нормативные акты по управлению предприятием связаны с принятием законов о предприятии и правах трудовых коллективов. Поиски «своего пути» имели широкий диапазон: от полного управления предприятием из центра до предоставления ему полной автономии вплоть до выборности руководителей предприятия трудовым коллективом. Завершились они возвращением к старому «капиталистическому» способу организации промышленности — акционерному обществу и, если снять политические ярлыки, к способу, выработанному мировым опытом человеческой цивилизации, позволяющему наилучшим образом сочетать интересы государства, собственников, менеджеров и трудящихся.
Советский период состоит условно из двух этапов. «Союзный», который начался с принятия постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Об утверждении положения об акционер-пых обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах», именно в этот период были преобразованы и акционерные общества производственное объединение «КамАЗ», Агропромышленный банк и Банк жилищно-коммунального хозяйства п социального развития.
Второй этап — «период Советской России» начался 24 октября 1990 г. с принятия закона о действии актов Советского Союза на территории России. В это время были приняты постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 601 об утверждении «I 1оложения об акционерных обществах», Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР». В силу исторической ограниченности времени советского периода и жесткой централизации предприятий, отсутствия свободного капитала образование акционерных обществе (было массовым, поэтому говорить об освоении норм корпоративного управления или о накоплении практического участия населения в корпоративном управлении преждевременно.
Советско-президентский период начался 24 апреля 1991 г. и был связан с введением должности президента в России. В этот период были приняты Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предриятий», постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах». Но наиболее ярко в этот период проявилась нормотворческая деятельность президентской власти. Именно с указами Президента РФ связано начало практической приватизации и акционирования государственных предприятий, составляющих большинство предприятий в России. Важнейшим является Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «О коммерциализации государственных предприятий», который положил начало действительно широкому развитию корпоративных отношений.
Период абсолютной президентской власти начался 21 сентября 1993 г. с роспуска Президентом РФ Советов народных депутатов и принятия на себя всех функций законодательной власти. В это время была принята программа приватизации, выполнение которой в последующие годы служило мерилом перехода к рыночным отношениям. Справедливости ради отметим, что в первой программе приватизации (1992) главной целью провозглашалось формирование слоя частных собственников, а в последующих вариантах программы на первое место выходит повышение эффективности российской экономики в целом и отдельных предприятий. Данный период завершился принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Парламентско-президентский период начался 25 декабря 1993 г. и связан с вступлением в силу Конституции РФ. Это период завершения массовой приватизации, основанной на указах Президента РФ. Необратимые изменения в экономике, достигнутые благодаря волевым действиям исполнительной власти, создали предпосылки для нового этапа развития корпоративного права, основанного на законе.
Период 1991—1993 гг. был периодом коренных преобразований хозяйственных отношений в России: на смену господствовавшей более 70 лет государственной формы собственности пришла новая — корпоративная. Становление новой формы собственности проходило в непростых политических и экономических условиях. Борьба за политическую власть неотделима от борьбы за власть экономическую, а первичной ячейкой в экономике является корпорация. На протяжении этих лет мы имели возможность наблюдать борьбу за власть в масштабах отдельных корпораций, когда вступали в противоречия интересы государства, управляющих, акционеров и работников корпораций. Государство не сумело отладить правовой механизм защиты своей собственности, отсутствие четких правовых правил как в экономической, так и в политической жизни общества приводило к неразрешимости конфликтов правовыми способами.
Дальнейшее развитие корпоративного права неотделимо от общего законотворческого процесса и изменения компетенции высших органов власти. Гражданский период начался 1 января 1996 г. с принятия Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». 1 марта 1996 г. вступила в действие вторая часть ГК РФ (первая часть ГК РФ действует с 1 января 1995 г.). В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».