Понятие и общая характеристика судебно-психологической экспертизы

Существует несколько определений судебно-психологической экспертизы, некоторые из которых приводятся ниже.

Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному (гражданскому) делу.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Судебно-психологическая экспертиза - исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Судебно-психологическая экспертиза - это специальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.

В настоящее время главное предназначение судебно-психологической экспертизы состоит в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы выступает психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяется с учетом следующих критериев2:
1) научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего, научно-методическим уровнем развития базовых наук - общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, то есть располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, то есть этот критерий не носит постоянного характера;
2) в компетенцию судебно-психологической экспертизы не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления - вины, ее формы, мотива и цели преступления, оценка доказательств, юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее положение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и нравственно-этической стороне экспертной работы.

Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, так как специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психологического контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им в ходе судебно-психологической экспертизы, запрещено законом. Поэтому не случайно многие юристы и психологи -настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера.

Серьезной проблемой является проведение судебно-психологической экспертизы лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений. В условиях, когда штатных психологов-экспертов не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах, практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому, следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном судопроизводстве.

Компетенцию судебно-психологической экспертизы можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к перечню проблем отдельных видов психологической экспертизы. В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:
- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
- установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
- установление наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
- установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказать сопротивление;
- установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях определенных психических состояний (напряженности, монотонности, стресса) и экспертная оценка их влияния на качество выполнения профессиональных функций при управлении техникой (в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем управления);
- определение индивидуально-психологических особенностей человека, включая особенности его личности, характера, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способных существенно повлиять на поведение субъекта и формирование у него намерения на совершение преступления;
- установление ведущих, упрочившихся мотивов поведения человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
- психологическая диагностика (совместно с экспертами-психиатрами в ходе комплексной психолого-психиатрической экспертизы) структуры и динамики психических нарушений болезненного характера и выявление нормальных (сохранных) сторон психической деятельности у психически больных;
- установление неформальной структуры преступной группы, в первую очередь несовершеннолетних, на основе данных о психологических особенностях личности ее участников, позволяющих занимать лидирующее или иное положение в группе.

Порядок назначения судебно-психологической экспертизы.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ обозначен круг лиц, имеющих право назначать экспертизу - суд, судья, орган дознания, лицо, производящее дознание или следователь.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда. В этих документах:
1) излагаются основания для назначения судебно-психологической экспертизы;
2) раскрываются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;
3) определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии;
4) указывается лицо, которому поручается проведение экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

В качестве источников информации, предоставленных в распоряжение эксперта, обычно указывают: подэкспертное лицо; уголовное дело; приобщенную к делу медицинскую документацию. В необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу: продукты творчества (рисунки, например), письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.

При этом вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его специальных знаний и не могут носить правового характера (например, вопросы о наличии состава преступления, виновности или невиновности и др.).

В целом, вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем судебно-психологической экспертизы. Кроме того, вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированы и поставлены в логической последовательности, когда каждый последующий вопрос логически вытекает из предыдущих.

Здесь же следует обозначить ошибки, допускаемые следователем при формулировке вопросов психологу:
1. Индивидуально-психологические особенности испытуемого психолог определяет, исходя из фабулы конкретного уголовного дела. Когда вместо обобщенного термина «индивидуально-психологические особенности» следователь использует более узкие понятия, отражающие лишь отдельные стороны или уровни личности человека, это является ошибкой (например, вопросы о чертах личности, характере, типе высшей нервной деятельности, темпераменте и т.п.).

2. Формулировка вопросов, не входящих в компетенцию судебно-психологической экспертизы, например, «Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого способствовали совершению преступления?». Данный вопрос неуместен, так как моральная оценка личности является прерогативой суда, а не эксперта-психолога; между ценностями, главными мотивами жизнедеятельности человека и его реальным поведением существует лишь вероятностная связь - между направленностью личности и ее проявлением в поступках в конкретных ситуациях находится очень много опосредующих звеньев.

Также очень важен грамотный выбор следователем эксперта или экспертного учреждения. При этом решающими критериями выбора являются компетентность, объективность и незаинтересованность эксперта в исходе дела.

Как отмечает кандидат психологических наук Татьяна Алексеевна Бондаренко , экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица. Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, и определены законом. В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Судебно-психологическую экспертизу может проводить и экспертная комиссия в составе двух-трех специалистов. Предпочтение при этом следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее 5 лет и имеющим научные публикации по психологии.

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов или стадий:
- участие эксперта в исследовании доказательств,
- выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов,
- проведение экспериментального исследования,
- составление заключения,
- оглашение заключения,
- допрос экспертов.

Как разъясняет доктор психологических наук, профессор Марат Исхакович Еникеев (193 0-2010)1, заключение судебно-психологической экспертизы, как источник доказательства, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание. Заключение должно быть написано понятным языком, а научные термины - разъяснены. Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской, заключительной.

Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы.

В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно. Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается дополнительная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

В современной литературе1 подчеркивается, что в нашей стране активно развивается применение в уголовном процессе психофизиологических экспертиз полиграфологами, оценивающими психофизиологические реакции опрашиваемого на те или иные стимулы. При этом полиграфолог выносит суждение о субъективной значимости реакций опрашиваемого, которая свидетельствует о наличии в памяти человека идеальных следов какого-либо события или его отдельных составляющих. Выявление таких следов может служить основанием для решения вопроса о сокрытии опрашиваемым лицом информации о расследуемом событии. Проведение такой экспертизы иногда может стать для заведомо невиновного человека последней возможностью доказать свою непричастность к инкриминируемому ему преступлению. В настоящее время имеются прецеденты, когда судья выносит постановление о назначении психофизиологических экспертиз с применением полиграфа. Достоверность сведений, получаемых опытным специалистом, превышает 90%. При применении методики выявления скрываемой информации (так называемого непрямого метода) в случае непричастности опрашиваемого субъекта к инкриминируемому деянию достоверность приближается к ста процентам.

В январе 2005 года в составе Московского государственного университета технологий и управления создан специальный Институт полиграфа, который является экспертным учреждением по проведению психофизиологических экспертиз с применением полиграфа в рамках уголовного, гражданского процессов и по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, институт занимается специальными психофизиологическими исследованиями, когда заключение дается в форме суждения специалиста (в уголовном процессе на основании части 3 статьи 80 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). Также основные требования, предъявляемые к процедуре судебно-психофизиологических экспертиз, закреплены в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза представляет собой научное исследование психологических явлений, имеющих значение при расследовании уголовного дела. Судебно-психологическая экспертиза отличается определенным порядком ее назначения, выбора экспертов, постановкой вопросов и оценкой заключения.

Источник: 
Борисова С.Е., Юридическая психология