Политические взгляды Юрия Крижанича

Юрий Крижанич (ок. 1618-1683) — священнослужитель, философ, историк и писатель. Хорват по происхождению, выходец из дворянского рода, убежденный сторонник церковной унии — объединения православной и римско-католической церквей. В 1642 году он стал священником, возведен в сан миссионера, являлся доктором богословия. Кроме своего родного языка Юрий Крижанич владел греческим, итальянским, латинским, немецким и русским. Приехав на службу к российскому государю, вскоре, в 1661 г., попадает в ссылку в Тобольск, где проводит 16 лет своей жизни.

Изучив русскую самобытность, написал несколько значительных произведений, в том числе и знаменитую работу «Политика» (1666), содержащую советы для монарха, касающиеся внутренней и внешней политики, экономики, социальной сферы, культуры, военного дела. В книге дана развернутая критика недостатков русского общества. Цель этой критики — дать понять, с какими пороками необходимо бороться, показать, каким образом нужно менять к лучшему жизнь русского народа.

«Политика» разделена на три части: «О благе», «О силе» и «О мудрости». Рассуждая об экономике государства в первой части «Политики», Крижанич утверждал, что купеческая торговля не способна принести стране ощутимой выгоды: во-первых, природа России представлялась ему скудной, а географическое положение — неудобным для торговли, а во-вторых, он считал славян неспособными к торговле и к тому же указывал на их слабость в арифметике. Автор считал необходимым введение государственной монополии на оптовую внешнюю торговлю при невмешательстве правительства в сферу внутренней торговли. Государство должно закупать товары у отечественных производителей по наиболее высокой цене и экспортировать их, а импортные товары, купленные на средства из казны, государству следует продавать народу с наименьшей наценкой. Внутри государства, по мнению Крижанича, иностранных купцов быть не должно.

Во второй части книги мыслитель дает конкретные советы, касающиеся военного дела: о необходимости сочетания различных строев войск, об эффективности того или иного оружия, об обучении воинскому делу.

Политические взгляды Крижанича наиболее полно раскрываются в третьей части книги, особенно там, где он анализирует формы правления, разделяя их на «благие» и испорченные. Первые включают в себя три разновидности форм: «самовладство» (монархию, наилучшую форму правления), «боярское правление» и «общевладство», или «гражданское правление». К «испорченным» формам правления относятся: тирания, являющаяся наихудшей формой правления, олигархия, она же «маловладство» («испорченное», «боярское правление», захват и неправомерное использование власти группой людей), «безвластие», оно же анархия (результат возможной деградации «общевладства»), «гинекархия» (правление, при котором женщина может претендовать на наследование монаршего престола), «ксенархия» (правление чужеземца).

Монархия, по мнению Крижанича, является наилучшей формой правления. Она подобна Божьей власти; при таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки; при монархии легче достигнуть согласия в народе; такое правление наилучшим образом обеспечивает достижение всеобщей справедливости; государство с такой формой правления является наиболее обороноспособным; при монархии жизнью и смертью подданных располагает только государь, а не множество господ; монархическое правление является древнейшим и сохраняется намного дольше других форм правления.

Однако Крижанич предупреждал о превращении монархического правления в тиранию, которая заключается в установлении несправедливых законов. Тирания идет бок о бок с алчностью правителя: зачастую именно из-за неуемного желания обогащать казну правитель начинает издавать «тиранские» законы. В России начало тирании было положено во время правления Ивана IV Грозного и Бориса Годунова. Такое положение не может сохраняться вечно. Крижанич считал, что может наступить время, когда народ восстанет против несправедливых жестоких законов, если не отменить их.

Несмотря на то что Крижанич был апологетом монархии, он утверждал, что государь не должен обладать безграничной властью над своими подданными. Если власть дана королю Богом, он — Божий наместник, значит он должен править не по своему усмотрению, а по воле истинного хозяина всей земли — Господа. И ни один изданный закон не должен противоречить Божьей воле. После смерти правителя народное собрание должно иметь возможность оценить его правление.

Значительное внимание Юрий Крижанич уделял критике «ксеномании» — превознесения всего иностранного и презрения к собственной культуре, к достижениям своего народа. По мнению мыслителя, иностранцам в нашей стране дается слишком большая власть, они становятся слишком влиятельными в России, и их выгода оборачивается убытками для нашего народа.

В целом политические мысли Крижанича проникнуты идеей о необходимости объединения славян, содержат как апологию власти монарха, так и обоснования ограничения этой власти и, кроме того, представляют интерес как источник множества советов по улучшению социально-политической и культурной жизни в государстве.

Ключевые слова: Политика, Царская Россия
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политика России в середине – второй половине XVIII в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Конституционные основы реформы политической власти в царской и советской России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политика России в начале XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Политические реформы Ивана Пересветова
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Ивана Посошкова
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Внутренняя политика Николая I
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Политическая переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Истоки либеральной дворянской идеологии. Екатерина II
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий