Нестор Печерский (ок. 1056 — после 1113) — летописец и агиограф, родом был с Белаозера. Пришел в Киево-Печерский монастырь и постригся в 17-летнем возрасте у игумена Стефана (1074). Вскоре возведен был в сан дьякона.
Нестор — автор-составитель «Повести временных лет» — летописного свода 1113 г. В ней литературный стиль сочетается с эпическим и документальным. Летопись Нестора впервые вводит Русь как суверенное государство великого и свободного народа в контекст мировой истории. Летописца интересует проблема происхождения государственной власти на Руси, история ее форм. Важен для летописца и нравственный аспект межкняжеских взаимоотношений, моральный облик властителя, содержание его властных функций и их реализация. Нестор стремится максимально документировать свой рассказ ссылками на договоры, послания, речи, завещания и т. п. Летописца волнует проблема законности власти как богоустановленной. Понимая, что народ — непосредственный источник власти, Нестор рассказывает о том, как из 14 восточнославянских племен образовалась древнерусская народность, как ильменские славяне вместе с весью, мерей и чудью призвали на княжение варяжских князей во главе с Рюриком, и с тех пор на Руси началась династическая власть князей Рюриковичей. Он подробно рассказывает о военных походах и деяниях его потомков и утверждает рододинастическую теорию происхождения власти на Руси. Как богослов, Нестор воспринимал реальную действительность в контексте православной концепции противоборства добра и зла, Бога и Сатаны. Неправда проникает в мир через злых людей. «Беззаконие умножается в мире и приводит к обидам и грехам». А Бог, согласно православной концепции провиденциализма, казнит землю и карает людей, тем самым приводя их к спасению. Великое княжение, по Нестору, — источник ослабления Руси из-за раздоров князей. Быть самовластием, считает Нестор, это значит не любить суд и правду.
Главную ответственность за бедствия Руси Нестор возлагает на неправедных князей. Только благочестивым князьям Бог подает и хранит их землю. Потому у Нестора в летописи на первое место поставлена идея единства Русской земли, к Руси он относится как к живому существу и заклинает князей «поберечь», «постеречь», «тюжалтеси» о русском народе и государстве. Он гневно осуждает междоусобия и нашествия кочевников, уничтожающих «красоту» Русской земли.
Летописец утверждает мирный характер жизни восточных славян — земледельцев и осуждает тех властителей, которых «зол совет» толкает на кровопролитие. Он ратует за сохранение феодального и иерархического миропорядка, где «кождо да держит Вотчину свою» и блюдет принцип старшинства. Потому он восхваляет попечителей Русской земли великих князей св. Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, св. Мстислава Владимировича и объявляет миропорядок единой Руси богоустановленным.